Обучающие – ознакомление учащихся с понятием «Тепловая труба», с практическим применением тепловых труб в жизни человека, закрепление роли термоядерных реакций в эволюции Вселенной и жизни человека, управляемых и неуправляемых термоядерных реакций, формирование научного мировоззрения.
Воспитательные – формирование уважительного отношения к мнению других, ценностного отношения к природе, формирование культуры общения учеников, привитие уважения к достижениям науки
Развивающие – развитие внимания, воображения, памяти, умения слушать, познавательного интереса, любознательности, умения анализировать и самостоятельно формулировать выводы, развитие речи и мышления.
предметные | личностные | метапредметные |
Знают о принципиально новом и более безопасном источнике энергии, но пока не совершенном | Осознают ценность физического знания как важнейшего компонента естественнонаучной картины мира; | Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи; |
Знают понятие «тепловая труба», управляемые и неуправляемые термоядерные реакции, их последствия и роль в эволюции Вселенной и жизни человека | Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их экспериментально подтвержденными фактами; | Взаимодействуют с людьми; |
Знают трудности осуществления управляемой термоядерной реакции в ТОКАМАКе и ЛТС. | Проявляют целеустремленность, дисциплинированность. | Формулируют на основании рассуждений выводы. |
Универсальные учебные действия: Личностные: осознают необходимость тепловой трубы в жизни человека, являющейся важнейшим продуктом развития науки, также осознают необходимость поиска новых и безопасных источников энергии. Регулятивные: принимают и формулируют учебную проблему, проявляют усидчивость. Познавательные: анализируют, сравнивают и различают способы получения управляемой термоядерной реакции. Коммуникативные: умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. УМК. Учебник: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», М: Дрофа, 2014. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт (результат) |
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся , Проверяет готовность учащихся к уроку | - | Приветствуют учителя | Готовят свое рабочее место | приготавливают свое рабочее место к уроку, организуют свою деятельность. |
2. Проверка домашнего задания | Проводит фронтальный опрос по теме предыдущего урока: «что такое ядерный реактор?», «Как происходит преобразование энергии на атомных электростанциях?» | Систематизируют материал предыдущего урока. «Ядерный реактор – это устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции», «энергия, выделяющаяся при ядерном распаде, превращается в тепловую энергию воды, которая переходит в механическую энергию ротора, превращающаяся в электроэнергию | Отвечают на вопрос учителя по прошлому уроку:» | Корректируют и оценивают ответы товарищей | Знают понятие «ядерный реактор» и механизм превращения энергии на АЭС, проявляют уважительное отношение к одноклассникам |
3. Мотивация и целеполагание | Повествует о роли термоядерных реакций в эволюции Вселенной и жизни человека, о необходимости поиска новых и безопасных источников энергии, а также о роли тепловых труб на АЭС. Задает проблемный вопрос: «можно ли создать принципиально новый и безопасный источник колоссальной энергии?» выслушивает и фиксирует ответы | Слушают повествование учителя. Выдвигают версии для решения проблемного вопроса | Строят речевые высказывания при формулировании версий | Корректируют ответ | Запись учащимися темы урока в тетради, принимают и формулируют учебную проблему, развитие познавательного интереса. Знают роль термоядерных реакций в эволюции Вселенной и жизни человека |
4. Закрепление | Организует учебное взаимодействие по обсуждению учебного материала. С использованием презентации рассказывает про тепловые трубы, про неуправляемые (Царь-бомба) и управляемые (ТОКАМАК, ЛТС) термоядерные реакции. Ведет беседу с учащимися, задавая вопросы: «Что такое конвекция?» «Каким образом можно удержать высокотемпературную плазму?». Слушает ответы учащихся и корректирует их. | Слушают, воспринимают и осмысливают новый материал. Записывают определения тепловой трубы, термоядерной реакции, двух подходов в осуществлении управляемого термоядерного синтеза, «Перенос теплоты осуществляется в результате процессов испарения и конденсации теплоносителя», «в тепловой трубе реализованы два наиболее важных физических явления, широко используемых в природе, - капиллярные явления и фазовые превращения», «тепловая труба – это сверхпроводник тепла», « » | Обсуждают с учителем поставленные вопросы | Корректируют ответы товарищей, исследуют условия учебной задачи | Учащиеся систематизируют, осознают новый материал. Знают два подхода в осуществлении управляемого термоядерного синтеза. |
5. Подведение итогов | Возвращает к проблемному вопросу и формулирует вместе с учащимися общий вывод: «Существует два подхода в осуществлении управляемого термоядерного синтеза: удержание высокотемпературной плазмы сильным магнитным полем (ТОКАМАК) и ЛТС. Они не совершенны. Если получится усовершенствовать их, то человечество получит принципиально новый и безопасный источник колоссальной энергии». Отвечает на вопросы учащихся по уроку. | Слушают, фиксируют изменения в первоначальных версиях, задают уточняющие вопросы по уроку | Строят речевые высказывания | Формулируют вывод (ответ на проблемный вопрос) | Запись в тетради (общий вывод), формируется культура общения, научное мировоззрение |
6. Информация о домашнем задании | Задает домашнее задание: читать § «Термоядерные реакции», ответить на вопросы устно. Оцените запас водорода на Солнце (письменно в тетради). Составьте презентацию на тему «Энергия звезд». | - | Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию, записывают домашнее задание | Самоконтроль и самооценка | Запись в дневнике домашнего задания |