Разработка урока.
Тема урока: «Жизнь людей в Афинах в 5 веке до н.э.»
Тип урока: урок – открытие новых знаний.
Цель: Познакомить пятиклассников с различными категориями населения Афинского полиса в в 5 веке до н.э., их правами и обязанностями
Задачи (для обучающихся): 1) узнать какие категории населения проживали в Афинах ;
2) какой вклад внесли жители в возрождение города-полиса.
Планируемый результат. Формируемые УУД
Предметные: научатся: определять права и обязанности различных категорий населения Древних Афин , узнают смысл понятий граждане афинского полиса, переселенцы, рабы и вольноотпущенники.
Метапредметные УУД:
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока. Личностно значимая проблема:
подведение учащихся к пониманию того, что общество является неоднородным по своему составу, у каждого члена социума есть свои права и обязанности, свои социальные роли.
Условия способствующие достижению результата: Технология проблемного и развивающего обучения, методы диалогизации и дифференциации, деятельностного подхода в обучении. Оптимальное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы
Ход урока «Жизнь людей в Афинах в 5 веке до н.э.»
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.1 | Приветствие | Демонстрация наличия необходимых для урока школьных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, ручки) | 1 мин |
1.2 И 2.4 | - Вспомните тему предыдущего урока; -что было задано на дом? -давайте проверим, что у нас получилось (№33если все правильно – 5, если 1 или 3ошибки – 4, если 4-6 ошибки, то 3, если более 6 -2. В№34соответствие смыслу) | - греко-персидские войны (слайд «Греко-персидские войны» и карта соответственно) -задания №33 или №34 раб.тетр. -дети зачитывают результаты выполненного д/з и сверяют с образцом учителя | 4мин |
4.1 | - какое задание показалось более сложным для вас?почему? | | |
1.2 | | Игра (хлопаем-топаем) Греки назвали себя эллинами, а свою страну Элладой Стратег по-гречески – военачальник В Фермопильском ущелье погибли 300 персов Марафонский бег проводится в честь героев-персов Триера- военный греческий корабль с тремя рядами весел Греко-персидские войны выиграли персы А теперь на карте покажите: Афины Спарту Платеи Персию | 3 мин |
2.3 и 1.3 | - Вспомните, ребята, что сделали персы с греческим городом полисом Афины? -смотрим слайд: 1) Афины в 5 в. до н.э и снова 2) Афины в 5 в. до н.э. Сравните эти слайды Что вас удивляет? Какой логичный вопрос хочется задать? | Персы его разграбили и сожгли! Как удалось афинянам снова возродить свой город, сожженный персами? | 2 мин |
| Открывает на доске цель урока и задачи урока. | На доске прописаны цели, задачи урока и тема: Итак – тема урока «Жизнь людей в Афинах в 5 веке до н.э.» | |
2.5 | Чтобы достичь нашей цели предлагаю поработать в группах | Формируется 4 группы, (дифференцированно для «группы риска») Задания для групп прилагаются. | 10 мин |
5.3 | Физминутка | Танец «Сиртаки» | 2 мин |
3.1 | | Отчеты групп на местах (10 мин)на слайдах картинки: Граждане Афин Переселенцы Рабы Вольноотпущенники | 10 мин |
4.1 | Что было сложным для вас в работе? | | |
| Итак, делаем вывод исходя из поставленной цели: Как удалось афинянам снова возродить свой город, сожженный персами? | Вывод: благодаря организованному труду всех жителей Афин(граждан, переселенцев и рабов) удалось восстановить свой город и сделать его процветающим. Афиняне гордились своим городом и говорили: «если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты – осел!» | 1 мин |
2.2 | Хотели ли бы вы, чтобы и о нашем городе говорили также? Что для этого нужно? | Трудиться всем жителям нашего города | |
4.1 И 4.2 | | Обобщаем полученные знания в Р/Т №36 Проверяем, что получилось друг у друга (передали тетрадь для проверки соседу слева) | 5 мин |
4.3 | | Д/З п 36 прочитать по выбору: вопросы устно на желтом фоне ИЛИ устно задания на оранжевом фоне ИЛИ в раб.тетр. №35, | 1 мин |
Задания для групп (распечатать)
Группа №1 (Граждане)
Кого в Афинах считали гражданами?
Какие обязанности были у богатых и у бедных граждан?
Почетным ли было быть гражданином Афин? Почему?
Текст для поиска ответов на вопросы п.36 учебника стр.171,172,173
Группа №2 (переселенцы)
Кого в Афинах называли переселенцами?
Кто мог стать переселенцам в Афинах? Что привлекало этих людей в Афинском полисе?
Какие обязанности на них возлагались?
Текст для поиска ответов на вопросы п.36 учебника стр. 172, 173
Группа №3 (рабы)
Кто становился рабом в Афинах?
Для чего покупали рабов богатые афиняне? Владельцы мастерских? Зажиточные земледельцы?
Участь каких рабов была самой ужасной в Афинах? Почему?
Как относились к рабам афиняне?
Текст для поиска ответов на вопросы п.36 учебника стр. 174, 175.
Группа №4 (вольноотпущенники) для уч-ся «группы риска»
Кого в Афинах называли вольноотпущенниками?
Кто мог стать вольноотпущенником?
Текст для поиска ответов на вопросы п.36 учебника стр. 175.