СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт внеурочного занятия для 3 класса на тему "Погодные условия и безопасность человека"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания данный конструкта внеурочного занятия позволят обучающимся работать в группах, сообща выполнять задания, что развивает их познавательные и коммуникативные результаты. Также они могут выразить своё личное мнение о погодных условиях и безопасности человека.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт внеурочного занятия для 3 класса на тему "Погодные условия и безопасность человека"»

Конструкт внеурочного занятия


Дата:

Курс: Азбука безопасности

Класс: 3

Тема: Погодные условия и безопасность человека.


Планируемы результаты


Личностные: обучающиеся проявляют интерес к теме внеурочного занятия, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Оценивают влияние погодных условий на безопасность человека.


Метапредметные:
обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение принимать задачу, осуществлять решение задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; демонстрируют знание модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в природных чрезвычайных ситуациях, знают о влияние погодных условий на безопасность человека.)

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание, как постановка учебной задачи);

обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение планировать сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других; принимать решения).

Предметные: имеют представление о модели поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера, а так же о способах их избегания.


Триединая цель


Воспитательные: способствовать формированию интереса к теме внеурочного занятия, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, воспитывать уважительное отношение друг к другу, создавать условия для положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность, формировать интерес к вопросу влияния погодных условий на безопасность человека.

Развивающие:

развивать у обучающихся познавательные УУД (умение принимать задачу, осуществлять решение задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности);

развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание, как постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий);

развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, планируют учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других; принимать решения).


Образовательные: знакомить с моделью поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера, а так же о способах их избегания.


Принципы воспитания и обучения

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитание через взаимодействие;

  • формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип научности.

Методы обучения и воспитания


Методы обучения:

  • методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;

  • методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;

  • методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

  • методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.


Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.


Работа в группе


Дидактические средства: мультимедийна презентация, сигналя для работы в группе, раздаточный материал - криптограмма, медали.

Список источников:

1. ФГОС НОО: текст изм. и доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей обще образовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2011. – 96с.- (работаем по новым стандартам).

3. https://www.google.ru






Ход внеурочного занятия.

Этапы

Методы

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный



Задача: настроить обучающихся на предстающую деятельность, организовать рабочее место обучающихся, выявить тему и задачи внеурочного занятия

Методы обучения:

методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;

методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята, мы рады снова видеть вас. Напомним, что нас зовут: Алена Дмитриевна, Кристина Александровна и Полина Алексеевна.

- Сейчас попросим тихонечко сесть сначала первую группу, теперь тихонечко сядет вторая группа, третья, четвёртая, пятая.

- По группам вы объединены не просто так, ведь впереди вас ждут интересные и увлекательные задания, которые можно выполнить благодаря совместной работе.

- А для того что бы узнать тему нашего занятия, вам нужно разгадать криптограмму. Ребята, вы знаете, что такое криптограмма? (Криптограмма – это зашифрованное слово.) Чтобы разгадать криптограмму, вам нужно соотнести цифры с буквами. Кому не понятно, что нужно сделать?

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20



У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30



Э

Ю

Я

31

32

33



17

16

4

16

5

15

29

6











21

19

13

16

3

10

33










10




2

6

9

16

17

1

19

15

16

19

20

30















25

6

13

16

3

6

12

1











Погодные условия и безопасность человека.

- Итак, сегодня на внеурочном занятии мы с вами узнаем о погодных условиях и безопасности человека.

Цель нашего занятия - научиться безопасному поведению при определенных погодных условиях.

- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о погодных условиях осенью и зимой. Почему?

- Подумайте и скажите, какие опасности нас могут подстерегать осенью/зимой?

Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме внеурочного занятия, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД обучающиеся демонстрируют умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию.





Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения.

Основной этап

Задача: настроить обучающихся на игру посредством занимательного содержания, ознакомить обучающихся с правилами игры, обсудить совместно с обучающимися их ответы на выбранные вопросы, способствовать активному включению в игровую деятельность каждого участника команды.

Методы обучения:


методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;


методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;


методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;


методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа.


Методы воспитания:


методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;


методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

-Для того чтобы узнать, насколько вы готовы противостоять опасным «сюрпризам» осенней и зимней погоды, мы предлагаем вам принять участие в игре под названием «Погода и человек».

-Все команды, внимательно послушайте правила игры.

-Посмотрите на слайд. На нём представлены категории вопросов («Лёд на реке», «Снегопад», «Дождь и грозы», «Гололёд», «Ветер, ураганы»), связанные с темой занятия, а также обозначено, сколько баллов стоит каждый вопрос.

-Вопросы расположены по степени сложности. Начиная с 10 баллов – вопросы лёгкого уровня, заканчивая 30 баллами – сложного уровня. Чем выше балл, тем сложнее вопрос. Обратите внимание, финальные вопросы – это «супер вопросы», от которых игра может изменить свой ход, удвоив или сократив ваши баллы.

-Для того чтобы игра началась, необходимо определить, какие категории вопросов достанутся каждой из команд. Будем вытягивать карточки с названиями категорий из мешочка.

-Каждая команда ознакомьтесь со своей категорией и найдите её на слайде.

-Обговорим последовательность ответов. Сначала ответим на вопросы, которые стоят 10 баллов, затем 20 и 30 и подойдём к финальным вопросам. Команда, которой досталась категория «Лёд на реке» отвечают первыми.

-Каждой из команд выданы сигнальные карточки. Покажите их.

-Они вам выданы с целью, если команда не ответит на вопрос правильно, то право отвечать переходит к следующей команде, которая первая покажет сигнальную карточку.

-Дополнение к правилам. Если команды начинают шуметь, перебивать друг друга, спорить, то мы поднимаем карточку, которая будет обозначать то, что из-за постороннего шума, который мешает всему классу страдает наша игра. Из-за этого у команды, которая мешает всему классу снимается 1 балл.

-Мы надеемся, что сегодня игра доставит вам лишь удовольствие, и вы не потеряете ни одного балла, а будете лишь зарабатывать их своими правильными и выразительными ответами.

-Желаем удачи и мы начинаем.


Категории/вопросы/баллы:

1. Лёд на реке


10 баллов.


Можно ли проверять прочность льда ударом ноги и ходить рядом с трещинами? Поясните свой ответ. (Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги.)


20 баллов.


На каком расстоянии следует идти друг за другом по льду? (При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 – 6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди.)


30 баллов.

Как выбраться из узкой полыньи? (Из узкой полыньи надо «выкручиваться», перекатываясь с живота на спину и одновременно выползая на лед. В большой полынье взбираться на лед надо в том месте, где произошло падение. В реках с сильным течением надо стараться избегать навальной стороны (откуда уходит вода), чтобы не оказаться затянутым под лед. Как бы ни было сложно выбраться из полыньи против течения, делать это следует там или сбоку. Если лед слабый, его надо подламывать до тех пор, пока не встретится твердый участок. Самое главное, когда вы провалились под лед, - сохранять спокойствие и хладнокровие. Даже плохо плавающий человек некоторое (иногда довольно продолжительное) время может удерживаться на поверхности за счет воздушной подушки, образовавшейся под одеждой. И лишь по мере намокания одежды человек теряет дополнительную плавучесть. Этого времени обычно хватает, чтобы выбраться из полыньи. При этом следует помнить, что наиболее продуктивны первые минуты пребывания в холодной воде, пока еще не намокла одежда, не замерзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие. Не поддавайтесь панике! Наползайте на лед с широко расставленными руками. Делайте попытки еще и еще.)

Супер-вопрос.

Как вы можете помочь товарищу, если он провалился под лед? (Когда спасающий действует в одиночку (без спасательных средств), то приближаться к провалившемуся под лед человеку целесообразней ползком ногами вперед, втыкая в поверхность льда острые предметы. Если тянуть к потерпевшему руки, то он может стащить за них не имеющего опоры спасателя в воду. После того как пострадавший ухватиться за ногу или за поданную ему веревку, надо, опираясь на импровизированные ледорубы, отползти от полыньи. Если есть длинная веревка, лучше заранее подвязать ее к стоящему на берегу дереву и, обеспечившись, таким образом, гарантированной опорой, ползти к полынье. Помощь человеку, попавшему в воду, надо оказывать очень быстро, так как даже 10 - 15-минутное пребывание в ледяной воде может быть опасно для жизни. Человека, вытащенного из воды, надо немедленно переодеть в сухую одежду и обувь, дать что-нибудь сладкое и заставить активно двигаться до тех пор, пока он окончательно не согреется.)


2. Снегопад


10 баллов.


Как вы понимаете понятие «сильный снегопад»? (интенсивное выпадение снега в количестве более 20 мм за период менее 12 часов (определяется слоем талой воды), которое приводит к значительному ухудшению видимости и прекращению движения транспорта. Снегопады могут продолжаться несколько суток, и объем выпавшего снега бывает огромным)


20 баллов.


Чем опасен сильный снегопад? (снег заваливает дороги, рвет линии электропередач и серьезно нарушает нормальную жизнь населенных пунктов, оказавшихся в зоне бедствия. Когда снегопад длится несколько дней, могут возникать перебои в обеспечении населения продуктами питания и своевременной медицинской помощью. А еще налипший на ветви деревьев снег может их сломать своей тяжестью, погнуть или сломать даже ствола деревьев.)


30 баллов.


Что такое «снежные бури» и чем они опасны? (– это когда сильный ветер переносит огромные массы снега на значительные расстояния, резко снижает видимость, образует обширные заносы. Человеку, оказавшемуся в зоне действия снежного заноса трудно ориентироваться, а заносы редко снижают скорость передвижения. В снежной буре человек, теряя ориентацию, может сбиться с пути и погибнуть, не найдя жилья и помощи)


Супер-вопрос.


Каковы ваши действия во время сильного снегопада?

(Максимально ограничьте какие – либо перемещения вне дома; в случае необходимости выхода на улицу следует хорошо утеплиться; перед выходом предупредите членов семьи или соседей о том, куда вы идете и когда планируете возвратиться; воздержитесь от поездок на автомобиле, а если непогода застала вас в пути – необходимо остановиться на обочине и переждать в автомобиле. При этом следует избегать переохлаждения, периодически включая отопление. Однако в этом случае необходимо остерегаться отравления угарным газом. Если снегопад очень сильный – следует периодически выходить и разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под снегом вместе с автомобилем.)


3. Дождь и гроза


10 баллов.


Что делать, если гроза застала вас на улице? Если гроза застала вас в парке, лесу? (Укрыться в ближайшем здании. Не укрываться около высоких деревьев.).


20 баллов.


Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, как поступить в данной ситуации? (прекратить движение, покинуть его и переждать грозу на расстоянии примерно 30 метров от него).



30 баллов.


Что нужно делать, если попали под дождь, промокли и промочили ноги?

(Идти домой (в тепло), переодеться в сухую одежду, сделать ванночку для ног, растворить в воде сухую горчицу и опустить в раствор ноги, выпить горячего чая с мёдом или малиной).


Супер-вопрос


Какую первую помощь нужно оказать человеку, поражённому ударом молнии? (его следует немедленно перенести в безопасное место, согреть: растереть кожу рук, ног, туловища, положить к ногам грелки, дать горячий чай или кофе. Прикосновение к пострадавшему не опасно, в его теле заряда не остаётся. После этого надо сразу же вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в больницу.)


4. Гололёд


10 баллов.


Что такое гололед? (нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда)


20 баллов.


При какой температуре образуется гололед и как? (температура около или несколько ниже нуля) (Гололед возникает тогда, у поверхности земли температура около или несколько ниже нуля, а в верхних слоях атмосферы, где образуются облака, значительно теплее. В результате на землю выпадает дождь, и вода тонким слоем растекается по поверхности и сразу же замерзает. Так слой за слоем на дорогах, тротуарах, деревьях, проводах и других предметах образуется коркам льда.)


30 баллов.


Как можно уменьшить риск травм при гололеде?

(ходите не спеша, расслабив ноги в коленях и ступая на всю ступню. Руки должны быть не заняты сумками или находиться в карманах. Помните, что торопливость увеличивает опасность поскользнуться, поэтому из дома выходите не торопясь; при нарушении равновесия быстро присядьте – это самый реальный шанс остаться на ногах; обходите металлические крышки люков. Как правило, они покрыты льдом. Кроме того, они могут быть плохо закреплены и переворачиваться, что увеличивает опасность травмирования.)


Супер-вопрос.


Можно ли ходить по краю проезжей части дороги? Поясните ответ.

(Это опасно всегда, а на скользких дорогах особенно. Можно упасть и вылететь на дорогу, а автомобиль может вынести на тротуар; не перебегайте проезжую часть дороги во время снегопада и гололеда. Помните, что в гололед значительно увеличивается тормозной путь машины и падение перед движущимся транспортным средством приводит к гибели, а в лучшем случае – к инвалидности.)


Что нужно делать в случае, если вы упали и через какое-то время ощутили боль в голове, тошноту, боль в суставах, образовались опухоли?

(немедленно обратитесь к врачу в травмпункт, иначе могут возникнуть осложнения с плохими последствиями; держитесь подальше от зданий – ближе к середине тротуара. Зимой, особенно в городах, очень большую опасность представляют сосульки. В период таяния льда и снега сосульки представляют наибольшую опасность.)


5. Ветер, ураган.


10 баллов.


Начался сильный ветер, вы находитесь дома, что следует сделать, чтобы обеспечить безопасность в доме? (Находясь в помещении, обесточьте приборы и выключите газ, уберите с подоконников и балконов незакрепленные предметы; Не подходите близко к окнам и балконам, держитесь подальше от зеркал, книжных и других полок; Закройте окна шторами).


20 баллов.

Если вы оказались на улице, и начался сильный ветер, чего следует остерегаться? (Если вы оказались на улице, то держитесь подальше от рекламных щитов, линий электропередачи, деревьев, строений; Укройтесь в ближайшем помещении или естественном укрытии).


30 баллов.


Что необходимо предпринять для своей безопасности, находясь в помещении во время урагана?

(Займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Центральные лестницы в подъезде подойдут, но лифты – нет: если здание будет обесточено, вы останетесь запертым.Закройте краны на газовых сетях. Отключите электроэнергию. Во время бури, смерча или урагана запрещено пользоваться какими-либо электрическими приборами. В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи. Включи­те радиоприемник для получения информации управления ЧС и ГО и комиссии по чрезвычайным ситуациям.)

Супер-вопрос.

Как вести себя после стихийных бедствий (сильного ветра, урагана)?


 1. Выходя из укрытия, осмотритесь – нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов.

 2. Не зажигайте газ и огонь, не включайте электричество до тех пор, пока специальные службы не проверят состояние коммуникаций.

 3. Не пользуйтесь лифтом.

 4. Не заходите в поврежденные строения, не подходите к оборванным электропроводам.

 5. Взрослое население оказывает помощь спасателям.

Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме внеурочного занятия, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Оценивают влияние погодных условий на безопасность человека.


Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать задачу, осуществлять решение задачи под руководством учителя, умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; демонстрируют знание модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в природных чрезвычайных ситуациях, знают о влияние погодных условий на безопасность человека.


Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль и самооценку, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание, как постановка учебной задачи.


Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников, соблюдать правила общения, умение планировать сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других; принимать решения.



Рефлексия

Задача: подвести итоги, провести оценку результатов деятельности.

Методы обучения:


методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;


Методы воспитания:


методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа.

-По подсчётам баллов побеждает команда под номером «***».
-Просим всех участников команды победителей выйти к нам за своими призами.
Учитель надевает на каждого участника команды победителей медаль.
-Остальные команды участников ни в коем случае не расстраивайтесь, для вас подготовлены медали «За активное участие».
-У нас будут ещё интересные игры и задания, где вы сможете себя проявить.
-Наше занятие подходит к концу, самое время подвести итоги занятия.
-Какая была тема занятия? («Погодные условия и безопасность человека»). Вспомните, почему мы сегодня обсуждали погодные условия только осени и зимы.
-Какая была цель занятия? Научиться безопасному поведению при определенных погодных условиях. Мы повторили правила поведения?
-Скажите, выйдя из школы и придя домой, с кем вы можете поделиться знаниями, полученными во время игры?
-Нам очень приятно, что вы желаете рассказать о безопасности при погодных условиях своим родным и близким.
-Наше занятие окончено, всем спасибо за работу.

Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль и самооценку