СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт внеурочного занятия на тему: «Четырехугольник (прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является частью дипломного проекта

Просмотр содержимого документа
«Конструкт внеурочного занятия на тему: «Четырехугольник (прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция)»»

Конструкт внеурочного занятия


Курс «Геометрия вокруг нас».

Класс 2 «Б»

Тема: «Четырехугольник (прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция)»

Планируемы результаты

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к внеурочному занятию, демонстрируют развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели- изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Предметные: демонстрируют знания об основных признаках прямоугольника и конструкторские умения во время изготовления поделки в технике аппликация.

ТЦ: формировать знаково-символические умения при изготовлении поделки в технике аппликации.

Воспитательная: воспитывать интерес к внеурочному занятию; воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивать способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.

Развивающая: развивать регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; развивать познавательные УУД: умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем; общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использование знаково­-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; умение моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) умение кодировать, декодировать информацию с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); умение преобразовывать модель - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

развивать коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).

Образовательная: закрепить знания об основных признаках прямоугольника, развивать конструкторские умения при изготовлении поделки в технике аппликации.

Форма занятия: практическая деятельность с элементами беседы.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы.

Принципы воспитания и обучения

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип минимакса;

  • принцип научности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

  • методы формирования социального опыта: педагогическое требование; игра;

  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, создание ситуации успеха; использование игровых форм; художественное слово.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:

  • словесные: объяснение, беседа;

  • наглядные: демонстрация;

  • практические: упражнение.

  • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; выстраивание игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

  • метод проверки и оценки знаний и умений.

  • методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Нетрадиционные методы: метод самоорганизации обучения.

Оснащение.

Средства обучения:

1. Демонстрационные: презентация

2. Индивидуальные: раздаточный материал.



Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373. – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: протокол от 8.04. 2015 года. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.— Начальная школа XXI века Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «Занимательная геометрия» [Текст]: методические рекомендации. Киш Лариса Николаевна; Малый Алтым, 2014.

  4. Волкова, С. И., Пчелкина О. Л. Учебное пособие «Математика и конструирование» [Электронный ресурс]: эл. сайт. - Режим доступа: http://www.lyceum7.ru/old/files/1/matemconstruct.pdf. ( 21.05.19)














Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога


Планируемый результат

Организвационно – мотивационный этап.

Задача: собрать внимание детей, настроить на работу, создать у обучающихся мотивацию к предстоящей деятельности, создать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта: педагогическое требование; игра;

методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, создание ситуации успеха; использование игровых форм.

Методы обучения:

по источнику получения знаний:

словесные: объяснение, беседа;

методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; выстраивание игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием.


-Добрый день, ребята! Давайте выйдем и образуем круг. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Ток дружбы». Возьмитесь, пожалуйста, за руки. Сейчас мы с вами будем передавать ток, а что бы понять как, нужно внимательно послушать. Правой рукой мы будем пожимать левую руку соседа. А теперь поздоровайтесь глазками с соседом, который стоит справа. Молодцы ребята, мы передали друг другу ток дружбы. А сейчас тихонько присаживайтесь на свои места.

-Ребята, вы помните, что мы с вами путешествовали по стране «Геометрия?»

-Мы с вами продолжаем наше путешествие по этой замечательной стране! И сегодня мы с вами отправимся в гости к семье Четырехугольников!



Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Основной этап.

Задача:

закрепить знания об основных признаках прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, развивать конструкторские умения при изготовлении поделки в технике аппликация.

Воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.


Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта: педагогическое требование; игра;

методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, создание ситуации успеха;

использование игровых форм; художественное слово.

Методы обучения:

по источнику получения знаний:

словесные: объяснение, беседа;

наглядные: демонстрация;

практические: упражнение.

методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; выстраивание игрового сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Нетрадиционные методы:

метод самоорганизации обучения.

-Ребята, поднимите руки те, кто хочет узнать, какие фигуры являются членами семьи Четырехугольников? Можно сразу сказать, что у них у всех есть ЧТО? Правильно, 4 угла. Но, поверьте, как в семье люди есть похожие и непохожие друг на друга, так и у наших героев есть много общего и есть отличия.

-Как вы думаете, какие задачи мы поставим с вами на занятие?

  1. Познакомиться со всеми членами семьи Четырехугольников.

  2. Научиться моделировать здание из четырехугольников.

-Давайте познакомимся с семьей четырехугольников. Я буду загадывать загадку, а вы угадывать.

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат. (Прямоугольник)


Он давно знаком со мной.

Каждый угол –в нем прямой

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад, а зовут его …(квадрат)


Если встали все квадраты на вершины под углом бы, то бы видели ребята не квадраты мы, а ..(ромбы)


Я фигуру начертил, а название забыл.

Ту фигуру каждый знает – юбочку напоминает. В ней 4 стороны, не всегда они равны. (трапеция)

-Вот ребята, мы познакомились с семьей четырехугольников. Давайте еще раз повторим, какие фигуры являются четырехугольными.

-Давайте найдем общее и различие между ними. (углы, стороны)

- Нашим героям необходима помощь. В их городе случился ураган и смел все дома на своем пути, жителям негде жить, и мы с вами должны сегодня все узнать о четырехугольниках и сконструировать дом для их семьи.

-Ребята, если мы заговорили сегодня о четырехугольниках, то как будет звучать тема нашего занятия?

«Четырехугольники. Прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция»

Давайте начнем знакомство с прямоугольника. Что такое прямоугольник? Посмотрите, у вас на партах лежат конверты, в них находятся прямоугольники, на которых написаны слова, ваша задача сопоставить эти слова правильно, чтобы у нас получилось определение прямоугольника.

у которой

геометрическая фигура,

это

Прямоугольник-



Противоположные стороны

и

прямые

все углы



равны



«Прямоугольник-это геометрическая фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны.

Для того что бы вспомнить признаки прямоугольника, я вам выдам различные прямоугольники. Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти прямоугольники? (цветом размером). Правильно. А что общего у этих прямоугольников?(стороны, углы). Сколько сторон у прямоугольника? (4) Как вы считаете, будет ли это признаком геометрической фигуры-прямоугольник?Как будет звучать первый признак прямоугольника?

-Верно, это первый признак прямоугольника.

-Кроме сторон, что мы ещё можем посчитать у прямоугольника? (углы) Сколько углов имеет прямоугольник?(4).Значит, как будет звучать второй признак прямоугольника? (Прямоугольник имеет 4 угла) .Молодцы, ребята!

А сейчас передвиньте к себе один прямоугольник. Что одинаково в этом прямоугольнике? (стороны). Какие стороны одинаковы? Для того, что бы убедиться в этом, возьмите, пожалуйста, линейку и измерьте одинаковые ли стороны.

Равны ли эти стороны? Есть ли у них общие вершины?(нет). Они пересекаются друг с другом? Значит, как они расположены по отношению друг другу? Т.е противоположно. Как вы понимаете это слово? Противоположно, это когда стороны на одном расстоянии друг от друга. Есть ли ещё в прямоугольнике одинаковые прямые линии? Посчитайте сколько см. они? Равные ли они по длине? Как они находятся по отношению друг к другу? Противоположно. Итак, какие стороны в прямоугольнике называются противоположными? Как они расположены друг к другу? Какие это стороны? Длина их равна? Это и будет признаком прямоугольника. Какие стороны в прямоугольнике равны? В прямоугольнике все противоположные стороны равны.

Итак, отложите, пожалуйста, прямоугольники на край стола.

Обратите внимание на смарт-доску. Что вы там видите?(геом. фигуры). Кто хочет выйти к доске и указкой показать одну геометрическую фигуру, которая не является прямоугольником. Спасибо! Кто хочет выйти к доске и показать вторую геометрическую фигуру, которая не является прямоугольником. Молодцы.

-Обратите внимание на эту геометрическую фигуру (трапеция).

-Что такое трапеция? Кто может дать определение?

-Посмотрите, у вас на партах лежит конверт со значком геометрической фигуры – трапеция, откройте его.

-Перед собой вы видите не заполненную схему. Вам необходимо вклеить слова в пустые клетки, и мы получим определение трапеции.

Трапеция – это геометрическая фигура, у которой 4 угла и 4 стороны.

Трапеция – это геометрическая фигура, у которой 4 угла и 4 стороны.

Она является прямоугольником? Почему? Сколько углов в трапеции? А какие это углы? Давайте обратим внимание на стороны, покажите мне равные стороны. Есть ли ещё равные стороны? Значит, по каким признакам прямоугольника, трапеция не является прямоугольником? Верно, в прямоугольнике противоположные стороны равны и все углы должны быть прямыми.

-Обратите внимание на эту фигуру. Как она называется? (квадрат). Что такое квадрат, кто может дать определение? А ваших партах лежит конверт, на котором изображен квадрат, откройте его. Вам дан шифр – криптограмма, вам необходимо разгадать криптограмму и вы получите правильное определение геометрической фигуры – квадрат!

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Что мы можем сказать об углах? Какие углы в квадрате? (прямые).Сколько углов в квадрате? А что мы можем сказать об сторонах? Параллельные стороны они какие? Значит квадрат может быть прямоугольником? Верно, квадрат является прямоугольником т.к у него все 4 угла и противоположные стороны равны.

-Обратите внимание на последнюю фигуру. Как эта фигура называется? (ромб)

-Что такое ромб? Кто может дать определение? Откройте последний конверт, вы видите, что определение геометрической фигуры – ромб зарисован схематично, вам необходимо расшифровать данную схему и вы получите определение геометрической фигуры – ромб.



у которого все

это


равны




-Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.

-Ребята, кто сможет меня убедить в том, что ромб является прямоугольником. Сколько в нем углов? Какие они? Значит, он соответствует второму признаку прямоугольников? Сколько сторон у ромба?(4). Соответствует ли данное условие первому признаку прямоугольников? Что мы можем сказать о параллельных сторонах? Какие они? Покажите мне в ромбе параллельные стороны. Верно. Посчитайте при помощи линейки все параллельные стороны ромба. Они равны? Ребята, значит, ромб является прямоугольником? Благодаря каким признакам прямоугольника вы поняли?

Значит, какой мы можем сделать вывод? Все фигуры являются прямоугольниками, у которых какие признаки есть? Сколько углов? Сторон? Какие противоположные стороны?

А сейчас давайте встанем, и немножко отдохнем. Для этого, пожалуйста, встаньте со своих мест.

Найдите предметы прямоугольной формы в классе. Молодцы.

-Ребята, как вы думаете, где могут встречаться нам прямоугольники в жизни?

-Посмотрите, какие есть удивительные дома, здания прямоугольной формы.

Ребята, как вы думаете, можем ли мы создать поделку из геометрических фигур?

Каждому из вас я сейчас выдам конверт. Посмотрите, пожалуйста, что там? Какие геометрические фигуры вы там увидели? Как вы думаете, из каких геометрических фигур мы будем создавать поделку? Обратите внимание на тему. Значит из каких фигур? На что мы можем прикрепить наши геометрические фигуры к бумаге? Верно, значит правила работы с чем мы будем повторять? Как нужно вести себя при работе с клеем.

Мы с вами повторили правила работы с клеем, теперь можем приступать к созданию своих домиков для семьи Четырехугольников. При конструировании вы сначала можете сделать набросок, а потом наклеить четырехугольники. Ваше здание должно быть устойчивым, т.е у него должен быть фундамент, а также оно должно быть оригинальным, необычным и эстетичным. Но помните главное правило, создавать мы можем только из геометрических фигур-четырехугольников.

-После завершения, вы должны презентовать свои работы по плану.

Я подготовила вам план, по которому вы будете рассказывать о своем доме для семьи Четырехугольников.

    1. Название дома.

    2. Из каких геометрических фигур сконструирован дом.

    3. Каких геометрических фигур преобладает больше и почему?

После завершения подделки, обучающиеся презентуют свои работы.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели- изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 

Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем.

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.


Подведение итогов.

Рефлексия.

Задача: подвести итоги занятия, выявить его результативность.

Методы воспитания и обучения:

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта: педагогическое требование;

Методы обучения:

по источнику получения знаний:

словесные: объяснение, беседа;

наглядные: демонстрация;

методы развития познавательного интереса: стимулирование

организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.


-Выйдите, пожалуйста, из-за своих мест и покажите друг другу получившиеся поделки. Какие молодцы! Они у вас все очень красивые, аккуратные, а главное разные! Кто хочет рассказать про свои домики? Как бы их назвали? Давайте вспомним про условие, которое было дано перед созданием работ. Из каких геометрических фигур нужно было создать домик? Посмотрите, все ли выполнили это условие.

Итак, ребята, сколько углов у прямоугольника? (4).А сторон? Какие стороны в прямоугольнике равны? Верно в прямоугольнике 4 стороны, 4 угла и противоположные стороны равны.

-Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока? Повторили признаки про новый признак? Какой новый признак? Молодцы!

Обратите внимание на доску. Что там изображено? Верно, но нашему солнышку нужны лучики. Итак, давайте каждый прикрепит к нему по 1 лучику. Лучик желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Обратите внимание, какое яркое солнышко у нас получилось! Пусть солнышко всегда греет вас своими лучиками.

-Ребята, мне очень приятно было с вами работать.

-Можете присаживаться и прибирать свое рабочее место. Спасибо за работу!

Обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.