1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. | Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; | -Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на нашем занятии собрались лучшие ребята: умные, активные, самостоятельные, жизнерадостные, целеустремлённые. -Начать наше занятие я предлагаю с прослушивания мелодии, для того чтобы настроиться на дальнейшую деятельность. *прослушивание спокойной мелодии- природы* -Какие ощущения/чувства вызвала у вас эта мелодия? Какое настроение у вас стало? -Надеюсь, что хорошее настроение у нас с вами будет на протяжении всего занятия. | Обучающиеся демонстрируют: волевую саморегуляцию; умение строить рассуждения; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; владение монологической и диалогической формами речи. |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. | Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. | -Ребята, предлагаю, вам обратить внимание на экран и прочитать высказывания для того чтобы определить тему сегодняшнего занятия. *чтение высказываний. обсуждение* «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.» Х.К. Андерсен «Лечит болезни врач, но излечивает природа.» Гиппократ «Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.» А.Н. Сладков -Ребята, в парах пообсуждайте и найдите, что общего в этих высказываниях? -Ребята, подумайте, пожалуйста, о чём сегодня пойдёт речь на занятии? *обучающиеся высказывают свои предположения* -Верно, сегодня мы с вами поговорим о природе, которая нас окружает. -Кто может предположить, какая тема нашего занятия? Тема занятия: «Экологические проблемы» -Для того чтобы сформулировать план нашего занятия, обратите внимание на слайд, наши пункты плана перепутаны, прочитайте их и поставьте в верном порядке. 1. Вспомнить, что такое природа 2. Познакомиться с экологическими проблемами 3. Узнать, как можно решить экологические проблемы - Прочитайте все пункты плана. -Что мы будем делать на кадом пункте? -Ребята, молодцы, вы смогли составить наш план, а это значит что мы можем начать наше занятие. | Обучающиеся демонстрируют: волевую саморегуляцию; умение планировать свою деятельность и формулировать тему занятия; умение адекватно понимать информацию текста, прочитанную и воспринятого на слух; умение слышать и слушать учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. | Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа, упражнение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности: оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы получения новых знаний: беседа. | Что мы с вами называем общим домом?(природа) -Ребята, кто-нибудь из вас может сказать, что для вас природа? - Слово «природа» подразумевает естественную среду обитания человека или биосферу Земли, то есть оболочку нашей планеты, охваченную жизнью. Иными словами, природа – это всё, что нас окружает, за исключением вещей, созданных человеческими руками. - Сегодня мы будем говорить, о природе и о бережном отношении к ней. -Какой пункт плана мы выполнили? -Что делали для его достижения? - Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен сохранять природу, а не разрушать ее. - Как вы думаете, какие «враги» есть у природы? -Спасибо, враги – это например ураганы, стихийные бедствия, землетрясения, наводнения. -Ребята, а человек – враг природе? -Конечно, спасибо. - Да, природа в опасности. На сегодняшний день перед человечеством стоит немало экологических проблем. - Каковы они? ( загрязнение воздуха, вырубка лесов и т.д) -Спасибо за ваши предположения.Давайте их проверим. -Сейчас будут выходить ребята с карточками и читать нам какие же экологические проблемы стоят перед человечеством и вляют на природу в худшую сторону. -Остальные слушают информацию об экологических проблемах и вписывают их себе в карточку. *10 обучающихся выходят и читают экологические проблемы 1) Вырубка лесов. Проблема актуальна: если ситуация не поменяется, мы рискуем остаться без такого природного богатства, как лес. 2) Мусор. Пластик, полиэтилен или консервные банки: что делать с этими отходами после утилизации. Из года в год количество не переработанного мусора и свалок лишь растет. 3)Нефтяное загрязнение. Процесс добычи нефти, ее транспортировка и переработка всегда сопровождаются ее потерей, что является основной причиной отравления, гибели организмов и загрязнению почвы. 4)Загрязнение радиоактивными отходами. Еще долгое время природа будет оправляться после Чернобыльской аварии, в результате которой произошел выброс радиоактивных веществ. А ситуация в Японии после аварии, загрязнение океана радиоактивными отходами? 5) Превращение плодородных земель в пустыни. Такая угроза существует при вырубке лесов и неправильном методе ведения сельского хозяйства. 6) Загрязнение воды. Постоянно происходит загрязнение водоемов, рек, озер стоками промышленных предприятий, а также в результате применения различных химических веществ. 7)Загрязнение атмосферы. Активное развитие промышленности – проблема не только больших городов, но и регионов. В наши дни нередко можно увидеть смог – густой туман, закрывающий плотным покровом все небо. Большим вкладом также являются выхлопы автотранспорта и сжигание бытовых отходов. 8)Уничтожение растений и животных. Рост городов, развитие сельского хозяйства, браконьерство влияют на то, что продолжают исчезать с лица земли многие виды животных и растений. 9)Отравление почвы. Бесконтрольное и неправильное применение различных удобрений и ядохимикатов приводит в первую очередь к истощению почвы, а в худшем случае к отравлению грунта. 10)Лесные пожары. Ведут к уничтожению лесов и всего живого в них. -Итак, ребята,спасибо, присаживайтесь. - Вы послушали какие экологические проблемы вляиют на природу. -Какой пуенкт плана мы выполнили? - Что делали для его достижения? -Верно. | Обучающиеся демонстрируют: волевую саморегуляцию; умение адекватно понимать информацию; умение осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение осуществлять сотрудничесво (работа в паре), владение монологической и диалогической формами речи, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. | Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. | -Какой пункт плана осталось выполнить? Сейчас работать будете в парах.Под проблемами на ваших карточках напишите, что человек может сделать,чтобы сохранить природу и предотвратить экологическую катастрофу, исходя из экологических проблем. -Вижу все готовы. Какая пара готова нам проккоментировать то, что написала. *пары комментируют выполненное задание -Ребята, сколько вы нашли интересных и полезных выходов из данных проблем с природой. Спасибо, вы молодцы! -Природе человек должен быть другом. А начинать надо с малого. Мы живём в лесной и лесостепной природной зоне. Лесов у нас много. Лес – наше богатство. А умеем ли мы это богатство беречь? - Давайте это проверим. Проведём игру «Два сигнала». -У вас на партах есть две сигнальные карточки. - Сигнал желтый– это «нет». Сигнал зелёный – это «да». - Я говорю предложение, а вы показываете нужный сигнал по правилам поведения в лесу. -В лес надо взять: 1)магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный сигнал) 2)Лопату, чтобы посадить дерево(да) 3)Ленточку, чтобы перевязать поломанный кустик(да) 4) Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра(нет) 5)Топор, чтобы срубить дерево(нет) 6) Сачок для ловли бабочек(нет) 7)Зажигалку, чтобы разжечь костёр и забыть его затушить(нет) -Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе! - Лес — это не только деревья и кустарники, но и травяной покров, звери и птицы, грибы и насекомые, микробы, живущие в тесном взаимодействии. Лес — это сложное сообщество живых организмов. Лес дает человеку чистый воздух и чистую воду. -Какой пункт плана мы выполнили? -Верно. | Обучающиеся демонстрируют: волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. | Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. | Наше занятие, к сожалению, подходит к концу, предлагаю подвести итоги. -Какая была тема нашего занятия? -Все ли пункты нашего плана мы решили? -Ребята, чем мы с вами занимались сегодня на занятии? -Можете ли вы сказать, что после нашего занятия изменилось мнение о природе? -Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? -Пригодятся ли вам эти знания? -Что вам понравилось на занятии? -Где вам пригодятся эти знания? -С кем вы сможете поделиться информацией/впечатлениями? -Спасибо большое за ваши ответы. - Я уверена, что вы будете беречь нашу Землю, оказывать ей помощь. Но чтобы оказать помощь, надо многое знать и уметь.И я уверена что вы скоро уже получите много знаний и сможете оказывать помощь другим и делиться этими знаниями. -Ребята, сейчас мы закончим наше занятие приемом «3 момента» -Ваша задача назвать 3 момента которые вам понравились на занятии (или которые вызвали затруднения, или не понравились) -Выберите и по поднятой руке скажите ваш ответ устно. -Спасибо большое за ваши ответы. - Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы, () за активную работу в парах. - Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! | Обучающиеся демонстрируют: волевую саморегуляцию; умение осуществлять рефлексию собственной деятельности; умение строить рассуждения; умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение. |