Организационно – мотивационный этап. Задача: собрать внимание детей, настроить на работу, создать у обучающихся мотивацию к предстоящей деятельности, создать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. | Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. | - Здравствуйте, ребята. Я рады вас видеть на занятии. - Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь, покажите свои красивые улыбки, а теперь обнимите себя крепко-крепко. Я желаю вам хорошего и доброго настроения на протяжении всего дня. - Сегодня мы с вами посетим очень интересную выставку, на которой вы узнаете о необычных народах, а как называются народы, вы узнаете, когда выполните задание. -Обратите внимание на слайд. На слайде вам даны слова, но слова стоят в неправильном порядке. Ваша задача, из слов составить предложение, это и будет тема нашего сегодняшнего занятия. Обсудите с соседом по парте. - Давайте вспомним. С чего должно начинаться предложение? (с большой буквы) - Одно из предложенных слов начинается с большой буквы.
Манси. Орнаменты ханты
и народов
- Давайте проверим, что у вас получилось. - Кто хочет прочитать? | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач; кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста)). |
Основной этап. Задача: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с народами ханты и манси, с символами, формировать навыки создавать орнамент. Воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию. | Методы формирования сознания личности: этическая беседа; разъяснение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха:художественное слово. Методы получения новых знаний: словесные: беседа, объяснение, рассказ; наглядные: организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация; практические: практические работы. Нетрадиционные методы: метод образной картины; метод символического видения; метод образного видения. | Тема занятия: Орнаменты народов ханты и манси. - Давайте поставим задачи, которые нам необходимо будет решить. Задачи: узнать, что такое орнамент; познакомиться с традиционными орнаментами народов ханты и манси; составить орнамент в традиционном для народов ханты и манси стиле, объяснить подбор элементов. Ребята, мы живем в многонациональной стране. На просторах нашей огромной родины проживает около 150 национальностей со своей культурой, уникальными традициями. Есть национальности многочисленные, а есть такие, которые насчитывают лишь десятки тысяч человек (для сравнения – в нашем городе проживает более 160 тысяч человек) Несмотря на свою малочисленность, такие народы бережно хранят свою культуру, передают от поколения к поколению рассказы о своих предках, традиционные занятия и быт. - Кто из вас уже знаком или слышал о народах ханты и манси? Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО (Ха́нты-Манси́йский автоно́мный о́круг). Основными занятиями хантов в давние времена были речное рыболовство, охота, оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство. Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности. Сопровождается презентацией (изображения народа Ханты) Кто из вас уже знаком или слышал о народе манси? Ма́нси — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Манси являются ближайшими языковыми родственниками хантов. Сопровождается презентацией (изображения народа манси) Народы ханты и манси – родственные. Мало кто знает, однако это были великие народы охотников. Истоки культуры этих народов теряются в глубине веков. Всё это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определяющей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов. - Я для вас приготовила стихотворение, которое было написано народом проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (Югорский край), а ваша задача внимательно меня послушать. - Сейчас стихотворение прочитает…, а вы внимательно слушайте. Учитель заранее дает поручение одному из учеников, подготовить выразительное чтение. Ты - святая земля, ты надежда, Ты богатством своим дорога. Летним зноем, зимой белоснежной, Дорогая моя Югра. Всё до боли тут близко, знакомо, Сосны, кедры, болота кругом. Россыпь ягод, тропинка у дома, Все мы в сердце своем бережем. - Обратите внимание на слайд. Это наши соседи, территория ХМАО находится северо-восточнее Свердловской области. Зима здесь долгая, более холодная. Уже осенью солнце не поднимается высоко. - В какие краски одета зима? (Белый, серый) 
   - Зато летом природа совсем другая, какие яркие краски, насыщенность. -Обратите внимание на слайд, какие цвета присутствуют в природе в летний период?  - Осенью природа переодевается в другие цвета, где присутствует многообразие и буйство красок. - Обратите внимание на слайд, какие цвета мы можем наблюдать? (зеленый, оранжевый, желтый, красный)  -Чтобы помнить о красоте природы родного края, мастерицы яркие цвета включили в одежду. -Обратите внимание на слайд.    - Элементы в одежде украшены традиционным орнаментом. - А кто знает, что такое орнамент? В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). - Кто запомнил, что такое орнамент? В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере.
   - В костюмах народов ханты и манси тоже присутствует орнамент. Каждый элементы орнамента несет свое значение. У орнамента есть свое название, а так же символы. Ханты считаю, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом.   - Обратите внимание на слайд, присутствует ли орнамент в одежде? (да) - На каком из элементов одежды присутствует орнамент? ( на платье, платке, обуви, халате) - А как вы узнали, что это орнамент? (узор повторяется) - Ребята, как вы думаете, что надо знать, чтобы прочитать зашифрованную информацию в орнаментах? - Правильно, надо увидеть элементы орнамента и узнать, что они означают. - Давайте рассмотрим и узнаем, что обозначает каждый элемент орнамента. Обратите внимание на слайд.  (половина кедровых веток) - Как бы вы назвали данный узор? (варианты детей) - В графически четких геометрических фигурах мастерицы «спрятали» кедровые ветки». - Элемент орнамента так и называется - половина кедровых веток. - Вы увидели символ кедровые ветки? В случает затруднений у детей, учитель выделяет повторяющийся элемент, показывая символ. - Как вы считаете, орнамент присутствует? (да) - Как вы увидели орнамент? (повторение одного и того же символа)
 (боковые узоры) - Как бы вы назвали данный узор? (варианты детей) - Узор называется, боковые узоры. - Вы увидели боковой узор? В случает затруднений у детей, учитель выделяет повторяющийся элемент, показывая символ. - Как вы считаете, орнамент присутствует? (да) - Как вы увидели орнамент? (повторение одного и того же символа)  (дети) - Как бы вы назвали данный узор? (варианты детей) - Узор называется, дети. В случае затруднений у детей, учитель выделяет повторяющийся элемент, показывая символ. - Как вы считаете, орнамент присутствует?(да) - Как вы увидели орнамент? (повторение одного и того же символа) - Обратите внимание, во всех орнаментах присутствуют геометрические фигуры. - Какие геометрические фигуры вы увидели? (квадрат, прямоугольник, ромб) Я для вас приготовила так же и другие символы народов ханты и манси, которые могут присутствовать в одежде. Обратите внимание на слайд. 
- Какие символы вы видите, прочитайте. Мастерицы создавали разные орнаменты так, чтобы их можно было «прочитать». Включая разные элементы в вышивку, женщины таким образом, желали удачной охоты, счастливой семейной жизни, успешного путешествия, хорошей погоды и всего того, что делает жизнь благополучной. И тот, кто носил одежду с подобным орнаментом, чувствовал заботу рукодельницы и верил в то, что добрые пожелания обязательно сбудутся. - А вот еще интересные сведения: не только определенные элементы, но и цвет нес информацию. СИМВОЛИКА ЮГРЫ Синий цвет в орнаменте использовался для символического изображения рек и озер края. Угадайте, что означал белый цвет. Конечно, снег. Ну а дальше вы уже без труда скажете, что зеленый – это цвет тайги. Самый любимый орнамент ханты и манси – рога оленя. - А сейчас я предлагаю вам создать свой орнамент в традиционном стиле народов ханты и манси. Орнамент нужно не просто составить, но и объяснить элементы, которые в нем присутствуют. Вы можете воспользоваться цветными карандашами и предать красоту узора в цвете. Обязательно пользуйтесь линейкой и трафаретами. Вы ведь обратили внимание, что в орнаментах присутствует много ломаных линий. Перед тем, как приступить к работе, подумайте, какой смысл будет зашифрован в вашем орнаменте. - Помним, орнамент - это повторение узора. - У вас на парте лежит лента из бумаги, пододвиньте её к себе. На ней вы и будете создавать свой орнамент. - После мы с вами устроим выставку ваших работ, а авторы расскажут, чему они её посвятили. - Если у вас возникнут трудности, то вы можете воспользоваться предложенными символами, из которых вы можете создать орнамент. Символы расположены на слайде. Выступление детей. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; (умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)и схемы для решения задач; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); кодирование, декодирование информации с использованием знаковой системы (карты, схемы, условные знаки, таблицы и др.); преобразование модели- изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста). |