СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт внеурочного занятия на тему: "Танграм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конструкте содержатся интересные и познавательные задания. Данные задания  развивают мышление, внимание,  моторику, навыки  конструирования

Просмотр содержимого документа
«Конструкт внеурочного занятия на тему: "Танграм"»

Конструкт внеурочного занятия


Курс: «Геометрия вокруг нас».

Класс: 2 «Б»

Тема: Танграм.

Планируемые результаты

  • Личностные: обучающиеся проявляют интерес к внеурочному занятию, демонстрируют развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции.

  • Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем; умение принимать самостоятельные и нестандартные решения; обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД:умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Предметные: обучающиеся знакомы с понятием «танграм», с его историей и типами, демонстрируют навыки игры танграм.

ТЦ: развитие познавательных УУД обучающихся в условиях виртуального путешествия, развитие абстрактного и пространственного мышления, внимания, моторики, навыков конструирования;

  • Воспитательная: развивать интерес к внеурочному занятию; воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивать способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции.

  • Развивающая: развивать регулятивные УУД: ( умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем);

  • развивать познавательные УУД:( умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем; умение принимать самостоятельные и нестандартные решения);

  • развивать коммуникативные УУД:(умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).

  • Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «танграм», с его историей и типами, формировать навыки игра в танграм.


Форма занятия: поисковые и научные исследования, практика.

Форма работы: фронтальная.

Принципы воспитания и обучения

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип воспитывающего обучения.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.


Методы воспитания и обучения

Методы воспитания

  • Методы формирования сознания личности:

этическая беседа;

разъяснение.

  • Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха;

поощрение.

  • Метод контроля:

наблюдение.

  • Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

игра.

Методы обучения.

  • Методы получения новых знаний:

словесные;

беседа;

объяснение.

  • Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

использование игровых форм;

постановка системы перспектив.

художественное слово.

  • Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

выстраивание игрового сюжета;

стимулирование занимательным содержанием.

  • Временная работа в группах.

  • Создание креативного поля.

Список литературы:

1)ФГОС НОО: текст изм. и доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2) Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей обще образовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2011. – 96с.- (работаем по новым стандартам).

3) Методические рекомендации. Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «Занимательная геометрия», Киш Лариса Николаевна; Малый Алтым, 2014.

4) Интернет ресурс: https://youtu.be/tsoeQP6BrUA.

5) Интернет ресурс: http://lovingmama.ru/article/1110-igra-tangram-istoriya-kitayskoy-golovolomki-pravila-shemy-polza-dlya-detskogo-razvitiya.

6) Интернет ресурс: http://uchitelya.com/pedagogika/1932-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-fgos-noo.html.



Ход внеурочного мероприятия

Этапы деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога и детей

(цель, мотивация, организация

деятельности, оценка деятельности)

Планируемый результат

Мотивационно

- целевой этап.

Задача: создать положительно- эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

  • Методы эмоционального стимулирования:

художественное слово.

  • Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

выстраивание игрового сюжета;


- Здравствуйте, ребята. Мы рады вас видеть на занятии.

- Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь, покажите свои красивые улыбки, а теперь обнимите себя крепко-крепко. Мы желаем вам хорошего и доброго настроения на протяжении всего дня.

- Давайте вспомним, по какой стране мы с вами начали своё путешествие? (по стране Геометрия)

- Сегодня мы с вами посетим очень интересный город, а название вы узнаете, когда расшифруете его.

- У вас на парте лежит карточка с шифром, придвиньте её к себе.

- Чтобы расшифровать название, нужно соотнести символ на карточке с буквой, которая закреплена над этим символом.

На слайде даны ключ к расшифровке.


:

т

а

н

г

р

а

м


- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Прочитайте свои варианты расшифровки (Танграм).

- Сегодня мы с вами отправляемся в город Танграм.

-А что это за странный город с интересным названием, и почему он оказался в стране Геометрия? Сегодня нам предстоит выяснить!


регулятивные УУД: ( умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем);

коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).










Основной этап.

Задача: воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.


Методы формирования сознания личности:

этическая беседа;

разъяснение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование.

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.


- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Тема занятия: Танграм.

- Давайте поставим задачи, которые нам необходимо будет решить.

Задачи:

  1. узнать, что такое «Танграм»;

  2. познакомиться с историей танграма;

  3. создать образы из деталей танграма.

- Что же означает странное слово «танграм»?

Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.










- Кто из вас уже знаком с танграмом?

- Обратимся к задачам. Какую задачу мы с вами решили?

- Сейчас я прочитаю вам легенду, а ваша задача внимательно меня слушать, потому что после моего прочтения я буду задавать вам вопросы.

Легенда: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю». 
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Определение и легенда сопровождается презентацией.

- О чем говорится в легенде? (о головоломке)

-Кто создал головоломку? (мудрецы)

Головоломка совершила настоящий переворот в сознании китайцев.

Исторические факты о китайской головоломке: у каждого воина армии могущественного китайского императора Цинь Шихуанди на поясе висели бамбуковые дощечки для записи иероглифов, и мешочки с деревянными фигурками. Из этих геометрических фигур они составляли фигуры животных и людей. Армия была профессиональной, воины сдавали экзамены не только на выносливость, умение стрелять из лука и пользоваться холодным оружием, но и должны были иметь представления об окружающем мире, знать азы геометрии, писать иероглифы, сочинять стихи.


Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес”, которую написал Льюис Кэрролл. Однако это не единственное его произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. 
Нас заинтересовала головоломка «Танграм», как игра, так как можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции.


Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека. Именно поэтому до сих пор никто не знает, сколько и каких обитателей живет в этом городе Танграм, потому что они могут трансформироваться в различные фигуры.

- Мы предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик.

Учитель включает видеоролик про танграм.


-Сегодня мы предлагаем вам пройтись по улицам города Танграм, и собрать с помощью игры «Танграм» обитателей этого города и различные предметы, которые вы как будто бы увидели в этом городе.

-У каждого из вас есть свой набор для игры Танграм.

-Помните, что в каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны накладываться друг на друга, а должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

- Обратите внимание на слайд.

На слайде изображены схемы фигур

-Итак, работать вы будете самостоятельно, когда вы сложите какую либо фигуру, поднимите руку, мы к вам подойдем и отметим ее у себя на листе, в конце занятия мы посмотрим, кого мы повстречали и что увидели в городе Танграм. Наши встречи подойдут к концу через 10 минут.

регулятивные УУД: ( умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем);

познавательные УУД: ( умение добывать новые знания, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить необходимую информацию в материале, предложенном учителем); коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).


Рефлексия 

Задача: подведение итогов, осуществление рефлексивной самооценки.

Методы обучения.

Методы получения новых знаний:

словесные;

беседа;

объяснение.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;


-Итак, наше занятие подходит к концу, и нам пора прощаться с интересными жителями этого города.

-Но для начала, посмотрим на результат нашего подсчета на слайде.

-Нам удалось встретить……(итоги на слайде)

-Поднимите руку, кому понравилась игра Танграм, и кто продолжит в нее играть и развиваться самостоятельно?

-Вы можете оставить набор фигур себе, либо же вернуть его нам.

-Те, кто решил оставить его, на следующем занятии поделятся с нами, какие интересные образы удалось вам собрать.

-Обратимся к задачам, все ли мы выполнили их?

-Что ж, нам пора отправляться дальше, и на нашей карте страны Геометрия появляется город Танграм.

-Спасибо за работу, занятие окончено!

развивать регулятивные УУД: ( умение определять цель деятельности на занятии с помощью учителя; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем);

развивать коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)).