Конструктор урока по истории на тему:
Религия древних греков 5 класс
Тема урока: «Религия древних греков». Параграф №28
Цели: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.
Задачи:
Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре, религии.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, учебник.
Тип урока: очный, изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, поверка учеников по списку, проверка учеников к готовности к уроку.
II. Актуализация знаний по теме: Античный мир
Карточки с вопросами:
- Каким представляли себе мир древние люди?
- Основные занятия Эллинов?
- Что такое античная мифология?
- Дайте определения понятия «религия».
Дети по очереди отвечают на вопросы
III. Целепологание: Постановка проблемного вопроса.
-Ребята, а вы хотите дальше знакомиться с историей Древнего мира?
- Хотелось бы вам больше узнать нового и интересного о жизни Древней Греции?
- Давайте познакомимся с религией древних греков.
Переход к изучению нового материала.
Сообщение темы урока: Древняя Греция.
уточняющие вопросы:
- Как вы думаете, почему древние греки верили в сказания о богах и героях.
- Где жили древние боги?
- Почему древние греки изображали богов в виде людей
Рассказ учителя:
Древние греки были деятельным, энергичным народом, стремившимся познавать реальный мир. Безграничная жажда познания пересиливала их страх перед неизвестной опасностью.
Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и к познанию самого себя.
Постепенно из сказаний, зародившихся в различных греческих землях, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им богах. Народ верил в одухотворённость неживой природы: дерева, камней, металла и в то, что природой управляют многочисленные боги.
Древние греки видели в богах существ, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде.
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами и богинями.
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Хаос породил самое древнее, что было в нашей Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День.
Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны
Одним из самых могущественных был титан Кронос. Кронос боялся, что сыновья захватят власть и каждый раз когда у него и его жены Реи рождались дети проглатывал их.
Но одному из них Зевсу удалось спастись. Он победил отца и освободил своих братьев – Аида и Посейдона.
Три брата вместе стали управлять миром
В Древней Греции единого бога не было.
Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом.
Греки считали, что местом пребывания богов является гора Олимп.
Работа с учебником
- Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 135), внимательно рассмотрите его.
- Как выглядели боги Древней Греции? Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ.
Работа учащихся в рабочих тетрадях.
Зевс - Бог дождя, грома, молний. Бог земли и неба, царь богов и людей.
Посейдон - Владыка морей.
Аид - Правитель царства мертвых. Владыка подземного мира.
Гера - Царица богов, защитница семейного очага.
Артемида - Богиня природы и покровительница охоты
Афродита - Богиня любви и красоты
Деметра - Богиня плодородия и земледелия
Дионис - Бог виноделия
Гефест - Бог огня и кузнечного дела
Арес- Бог войны
А теперь работа с интерактивной доской.
Задание: самостоятельно прочитайте мифы о Деметре, Дионисе и Прометее. Ответьте на следующие вопросы:
Какие боги были покровителями некоторых занятия древних Греков?
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии древних египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
Почему древние греки изображали богов в виде людей?
Какой народ, в отличии от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?
V. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Проверка усвоенного нового материала.
Дети отвечают на вопросы:
1) На какой горе заседали боги?
2) Какие боги самые главные?
3) Каков характер богов?
4) Какое явление природы отразилось в религиозных верованиях греков?
5) Вопреки запрету Зевса, что сделал Прометей?
Итоги урока.
Рефлексия: Обобщение полученных на уроке сведений. Сегодня я узнал.
Домашнее задание:
Прочитать параграф №28
Ответить на вопросы на странице 138 выделены жёлтой палитрой.
Выучить записи в тетради.