СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Артикуляционные тренинги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации описаны условия проведения артикуляционных тренингов. Представлены артикуляционные игры.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Артикуляционные тренинги"»

Поиграем с язычком


Условия проведения артикуляционных игр

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 минут.

При отборе материала для артикуляционных игр надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Перед началом игр необходимо познакомить детей с органами речи, рассмотреть их перед зеркалом, используя сказки о Веселом язычке.

С детьми 5-ого года жизни уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

Ежедневно выполняются: 5-6 тренингов с детьми 5-ого года жизни, кратность выполнения каждого тренинга 6-7 раз.

Новые артикуляционные игры вводятся по одной, остальные повторяются и закрепляются. Если же дети выполняют какой-либо артикуляционный тренинг недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых игр, а отрабатывает старый материал, применяя новые игровые приемы.

Артикуляционный игры выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Садить детей надо так, чтобы все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Нельзя проводить артикуляционные тренинги, не видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

  • Рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы,

  • Показывает его выполнение,

  • Тренинг выполняют все дети,

Сначала при выполнении детьми тренингов наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Необходимо показать ребенку его достижения («Видишь, Саша, язычок уже научился быть широким»), подбодрить.

Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними индивидуальную дополнительную работу или дает заданием родителям отработать эти движения дома (по 1-2 минуты 2 раза в день утром и вечером).

Во время артикуляционной игры надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей, у которых при выполнении артикуляционной игры отсутствует точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.


Артикуляционные тренинги - 5й год жизни.


Задача: отчетливо и внятно произносить согласные звуки (Т-Д), организовывать игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавая его звучание, развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.

Игры

Описание выполнения

Как стучит молоток?

Тук! Тук!


Как тявкает щенок?

Тяв! Тяв!







«Расческа»

Необычная расческа

У меня всегда с собой.

Если хочешь, я секретом

Поделюсь сейчас с тобой.

Зубы верхние причешут

Мою нижнюю губу,

Зубы нижние причешут

Мою верхнюю губу.

Вот и славно причесались:

Все довольные остались.


«Иголочка», «Стрелочка», «Жало», «Змейка».

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.



«Иголочка»

Язычок мой как иголка-

А иголка очень колка!



«Автомат»




«Дятел»




«Поезд»







«Грибок» - Язык к нёбу поднимаем

И грибочек получаем.


- Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.



«Гармошка»

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.




Взрослый просит ребенка повторить звук стучания молотка и тявканья щенка.

При произнесении звука (Т) губы открыты, в первый момент передний край языка соединяется с верхними зубами, затем это смыкание «взрывается» и, поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать резкий, сильный, короткий толчок воздуха. Голос не работает.


Упражнение служит элементом массажа губ с помощью зубов, активизирует работу нижней и верхней челюстей.

Верхние зубы «обнимают» нижнюю губу и «причесывают» её как расческой, нижние зубы «обнимают» верхнюю губу и «причесывают» её как расческой.



Рот открыт, кончик языка напрягается и сужается, высовывать изо рта как можно дальше.








Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «т-т-т». Убыстрять темп.


Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «т-т-т»


Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «тдн-тдн-тдн» или «тт-тт, тт-тт, тт-тт»







Рот открыт. Присосать широкий, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.





Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.



Игры

Описание выполнения

Какие звуки ты слышишь, когда играет дудочка?

Дуу-дуу!

Как звенит колокольчик?

Динь-динь-динь!









«Быстрая змейка».

Язык в змейку превращается,

Упражненье начинается.

Вот вперед стремится змейка,

Повторить за ней сумей-ка:

То бросается вперед,

То скорей назад ползет.

Вновь движенья повторяются,

Игра в змейку продолжается…


Язык змейкой извивается,

Вправо, влево продвигается…


Змейка всюду побывала,

А теперь она устала.

Уползает змейка в норку,

Чтоб немного отдохнуть.


Отдохнула – снова в путь.

Змейка снова извивается,

К бугорочкам поднимается,

Вправо, влево продвигается.


Все отлично получается!

Змейке нравится играть

И движенья выполнять.

Станет язычок стараться –

Будут звуки появляться.


«Пулемёт»




«Барабанщики»




«Дятел».

Я по дереву стучу – д-д-д.

Червячка добыть хочу – д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д.

Все равно он буде мой.


Взрослый просит ребенка повторить звучание дудочки и колокольчика.

При произнесении звука (Д) губы открыты, в первый момент передний край языка соединяется с верхними зубами, затем это смыкание «взрывается» и, поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать резкий, сильный, короткий толчок воздуха. Голос работает.




Движения языком вперед изо рта, затем обратно в рот.



Движения языком из стороны в сторону.






Язык убрать в рот.


Движения языком вправо, влево по верхним бугоркам – альвеолам.















Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «д-д-д». Убыстрять темп.


Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»

Рот открыт, губы в «улыбочке», постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося звук (Д).


Задача: отчетливо и внятно произносить согласный звук (Н), организовывать игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавая его звучание, развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.


Игры

Описание выполнения

Как погоняют лошадь?

Но – но!


«Лошадка».

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела –

И снова за дело.



«Чашечка».

Ободок у языка –

Тонкая полоска,

Вверх его мы загибаем –

Пиалу мы получаем.

Её надо подержать,

Молча до пяти считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Края можно опускать.


При произнесении звука (Н) губы открыты, зубы открыты, широкий передний край языка прижимается к верхним резцам, голос работает.

Взрослый просит ребенка несколько раз повторить, как погоняют лошадь.



Присасывая язычок к небу, щелкать.




Приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось небольшое углубление спинки языка.




Задача: отчетливо и внятно произносить согласные звуки (К-Г-Х), организовывать игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавая его звучание, развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.



Игры

Описание выполнения

Как квакает лягушка?

Ква – ква!

Как подзываем к себе киску?

Кис – кис- кис!


Как гогочет гусь?

Га – га – га!


Мальчик греет замерзшие руки, дышит на них:

Х – х – х!


Как хихикал Буратино, когда его выстругали из полена?



«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз!


«Кошка сердится».

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.



«Паровозик маневрирует».

Как по рельсам покатаюсь,

Плотно к зубкам прижимаясь.

Я вперед-назад катаюсь,

Крепко-крепко прижимаясь,

Ох, как быстро я катаюсь!…

Язычок мой покатался –

Плотно к зубкам прижимался.


«Горка».

Спинка язычка у нас

Будет горочкой сейчас:

Кончик в зубы упирается –

Мышцы сильно напрягаются.

Язык твой сильно напряжен –

Так смягчает звуки он.

Звуки (Х), (К), (Г) ты произносишь,

Спинку выгнуться ты просишь.

Когда спинку опускаем –

Сразу мышцы расслабляем.

Молча до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно снова начинать.


Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости,

С ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись,

Утром проснулись – в улыбочку губы,

Чистили мы свои верхние зубы.

Вправо и влево, внутри и снаружи,

С нижними зубками тоже мы дружим.


Губы сожмем мы, и рот прополощем,


И самоваром пыхтим, что есть мочи.



Блюдца поставим – положат блины нам,


Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо

Блинчик жуем, завернем и прикусим


Блинчик с вареньем малиновым вкусным.


Чашки поставим, чтоб чаю налили.


На нос подули – мы чай остудили,

Чаю попили – никто не обижен,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.


При произнесении звука (К) губы открыты, зубы открыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка сильно выгнута, голос не работает; поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать сильный толчок выдыхаемого воздуха.


При произнесении звука (Х) губы открыты, зубы открыты, кончик языка опущен, спинка языка поднята к нёбу, голос не работает; поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать сильный толчок выдыхаемого воздуха.


При произнесении звука (Г) губы открыты, зубы открыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка сильно выгнута, голос работает; поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать сильный толчок выдыхаемого воздуха.



Взрослый просит ребенка несколько раз повторить, как квакает лягушка, как подзывают кошечку.

Ребенок повторяет звуковые сочетания.








Рот широко открыт, напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку.







Улыбнуться, открыть рот, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка понимается широкой горкой.




Улыбнуться, открыть рот, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка понимается широкой горкой, язык двигается вперед-назад, «катая» боковые края по зубам.







Улыбнуться, открыть рот, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка понимается широкой горкой, произнести отдельно звуки (Х), (К), (Г); расслабить язычок, закрыть рот, затем снова выгнуть «горкой».











Надуваем щеки.

Втягиваем щеки.

Широкая улыбочка.

Губы тянутся вперед.

Широкая улыбочка.

Широкий язык за верхними зубами.

Соответствующие движения языком.

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.

Поочередное надувание щёк – губы не пропускают воздух.

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.

Широкий язык лежит на нижней губе.

Подуть на широкий язык.

Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.

Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.

Широкий язык загибаем кверху «чашечкой».

Подуть с «чашечки» вверх.

«Чашечка» двигается вперёд-назад.

Кончик языка облизывает губы по кругу.



Задача: отчетливо и внятно произносить согласные звуки (С-З-Ц), организовывать игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавая его звучание, развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.



Игры

Описание выполнения

Как свистит воздух, когда выходит из насоса?

С-С-С!

Как звенит комарик?

З-З-З!

Как лошадки скачут?

Цок – цок!














«Язычок».

Наш забавный язычок

Щелк-щелк, щелк-щелк.

Зубки чистим мы умело,

Вправо-влево, вправо-влево.


Мы нисколько не устали,

Вверх и вниз им двигать стали


«Улыбочка»

Улыбнёмся мы лягушкам,

Губки тянем прямо к ушкам






«Заборчик»

Зубки крепко мы сжимаем

И заборчик получаем!


«Лопаточка»

Язычок мы расслабляем-

И лопатку получаем!

Лопата копала, копала, копала.

Потом улеглась-

Потому что устала!

Раз, два, три, четыре, пять-

Лопатку можно убирать!


«Иголочка»

Язычок мой как иголка-

А иголка очень колка!



«Накажем непослушный язычок»

Мы прижмём язык губами:

«ПЯ, ПЯ, ПЯ»

А потом прижмём зубами:

«ТА, ТА, ТА»


«Трубочка»

Язычок мой трубочка –

Узенькая дудочка!

Я на ней дудеть могу –

Ду –ду ду, ду –ду –ду!


«Чистим зубки»

Чистим зубки, чистим зубки

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они!


«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов –

Покачаться он готов!

Тик –так, тик – так!


«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз!


Взрослый просит ребенка повторить услышанные звуки и сочетания звуков.

При произнесении звука (С) губы в «улыбочке», зубы закрыты, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посредине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Голос не работает.


При произнесении звука (З) губы в «улыбочке», зубы закрыты, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посредине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Голос работает.


Звук (Ц) образуется в результате быстрого произнесения звуков (Т) и (С).



Щелкают язычком.




Закрывают рот, двигают языком в разные стороны, упираясь, то в правую, то в левую щеку.

Высовывают язычок, двигают вверх и вниз.




Улыбнуться с напряжением.




Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.








Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.


Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.




Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя.

Похлопывать зубами: та,та,та.





Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».




Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно верхние и нижние зубы.





Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так, тик-так!

Напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку.



Дополнение:М. А. Поваляева «Дидактический материал по логопедии. Сказки о веселом

язычке».

А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Уникальная методика развития речи

дошкольника».

В. Буйко «Чудо – обучайка. Звуковые зарядки, чистоговорки, дикция».

М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».

З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии».