Функциональные нарушения речи, т. е. возникающие без анатомических изменений и патологии, часто обусловлены неправильным воспитанием или когда ребенку мало уделяют внимания. Именно в момент наиболее интенсивного развития речи велика роль воспитания, пока дефекты речи еще не закрепились. Для ребенка важно нормальное «речевое окружение». Взрослые должны говорить ясно, четко, без грамматических погрешностей. Надо больше разговаривать с малышом, читать ему книги, петь песни, играть с ним.
Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.
Правильная, развитая речь является одним из показателей хорошего развития ребенка, готовности ребенка к школе. Начинать заботиться о речи ребенка надо как можно раньше (с 3-4 лет).
Специалисты предупреждают, что нарушение звукопроизношения в этом возрасте может быть не только следствием естественных физиологических причин, но и серьезным симптомом речевой патологии.
Ребенок овладевает речью постепенно. До 2-х лет процесс овладения произношением носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенком многое пропускается, переставляется. Воспринимается, прежде всего, то, что сильнее действует на слух ребенка и легче артикулируется. Постепенно из воспринимаемых звуковых комплексов вычленяются слова, слоги, звуки. Артикуляция звуков у многих детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Но ребенок к концу 3 года жизни должен иметь активный словарный запас не менее 1000 – 1200 слов, причем эти слова он должен не просто понимать, а активно ими пользоваться. К этому возрасту речь становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками, вытесняя мимику и жесты: ребенок может повторить за взрослым небольшое предложение, стихотворные строчки, может ответить на понятный вопрос взрослого, поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство («Замерз, устал»)или действия сверстника («Отнимает, обижает»), сопровождать речью игровые и бытовые действия. Его речь должна быть понятна не только его родственникам, но и другим взрослым, а главное – детям.
В возрасте 2-3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.
К 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.
К 5 годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Он должен правильно произносить все звуки и без проблем строить целые фразы.
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к специалисту-логопеду.
Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3 – 4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими, они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т.д. Ребенок не может повторить за взрослым небольшое предложение, ответить на вопрос, поделиться впечатлениями. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей. А зря…
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов. В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений.
Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства, так как речь является наиболее сложной психической функцией.
Что же делать в сложившейся ситуации? Специалисты едины в этом вопросе: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем.
Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. Ведь если вовремя не предупредить и не устранить дефекты речи, у ребенка могут возникнуть в будущем серьезные проблемы. Чем чревата неисправленная речь?
Речевое нарушение, возникнув в детстве, с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. У ребенка, у которого есть речевые нарушения, могут возникнуть проблемы в общении. Дефекты речи могут способствовать тому, что маленький человечек может замкнуться в себе. Это будет препятствовать налаживанию контактов в саду и школе, а значит создавать сложности в процессе социальной адаптации.
В школе дефекты речи опасны тем, что возрастает риск возникновения трудностей в чтении, овладении грамотой и усваивании необходимого объема школьных знаний. Кроме того, нарушения в речи опасны тем, что могут повлечь за собой задержку в умственном развитии ребенка.
Далее проблемы будут только расти и множиться. Они могут привести не только к трудностям во время школьного обучения, но и появлению ограничений в выборе профессий в будущем, не говоря уже о проблемах в личной жизни.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до 3 – 5 лет). Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь специалистов помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка, которая заключается в ежедневных индивидуальных и фронтальных занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а также в тесной связи с занятиями музыкального руководителя и воспитателя.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 «Рябинка» села Большие Ключи Зеленодольского муниципального района, РТ
« ДИАГНОСТИКА И СВОЕВРЕМЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЧИ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
на педагогическом совете воспитателей ДОУ на тему: «Работа ДОУ по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровью»
Воспитатель:
Егорова Маргарита Александровна
422524, РТ, Зеленодольский район, с. Большие Ключи, улица Волостнова, д.16а