ГККП «Ясли – сад № 2 акимата города Костаная отдела образования
акимата города Костаная»
Консультация
Развитие культуры речи педагогом у дошкольников
Учитель-логопед Жигайло А.В.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога ДО – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога ДО сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают.
Воспитанию культуры речи дошкольников отводится важная роль в системе общего воспитания. Воспитание непосредственно речевой культуры у детей начинается с создания тишины в группе, в коридорах детского сада, в музыкальном зале и т.д. Спокойный не громкий разговор свидетельствует о нормальном общении между педагогом и детьми.
В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером культуре речевого общения.
Здоровая тишина — благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитания культуры речи. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, владеть интонациями и силой голоса.
Невозможно формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. Таким образом, педагог и на занятиях, и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры. Влияние взрослых на речь детей огромно: грамматические и фонетические особенности, интонации, жесты и мимика, сопровождающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Взрослым необходимо следить за собственной речью. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора. Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осуществляется педагогом непрерывно на протяжении всего дня. Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения. Воспитатель учит детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, молчать, когда это необходимо. Приучая не перебивать говорящего, он мягко и требовательно напоминает: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом ты будешь говорить».
Методика формирования речевой культуры у детей использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Совокупность методов речевого развития детей предполагает:
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание предметно- развивающей среды. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Развитие культуры речи посредством художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Развитие культуры речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей. Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Экскурсии как метод развития речи детей
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Проведение экскурсий за пределами ДО, способствует развитию не только речевой культуры, но и культуры поведения в общественных местах, умению слушать экскурсовода.
Сюжетно-ролевая игра как метод развития речи детей
Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь, воспитывает умение слушать собеседника, формирует культуру поведения и главное культуру речи.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
закреплению навыков пользования инициативной речью,
совершенствованию разговорной речи,
обогащению словаря,
формированию грамматического строя языка.
Театрализованная деятельность как метод развития речи детей
Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации. Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.
Применение перечисленных методов, способствует формированию и развитию культуры речи педагогом у дошкольников, учит дисциплине общения, правилам поведения в обществе и гармоничному взаимодействию в системе, педагог-ребенок. Соблюдение правил этики и культуры речи педагогом оказывает значимое положительное значение на воспитание ребенка-дошкольника, что обязательно благоприятно скажется в процессе социализации и успешности будущего школьника.