СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Формирование духовно-нравственных ценностей в рамках ДОЛ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский  оздоровительный  лагерь,  является  уникальным  местом  для  формирования  духовно-нравственных  ценностей  подростков.  В  настоящее  время,  точно  неизвестно,  где  именно  возник  первый оздоровительный лагерь,  однако многие исследователи утверждают, что в Европе первый лагерь появился в  швейцарских  Альпах,  а  первым  вожатым  в  нем  стал  именно  священник.  Уже  тогда,  одна  из  главных причин,  по  которой  детей  оправляли  в  загородные  лагеря,  являлась  причина  «неправильных»  тенденций города. В силу этого, лагеря становились местом морального, духовного развития подростков. �ьного воспитания в современных условиях

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Формирование духовно-нравственных ценностей в рамках ДОЛ"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»


«РАССМОТРЕНО»


на заседании МО педагогических работников ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»

Протокол №______

От «____» _____________20____ г.

Руководитель МО ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»:______________Г.Л.Ванюкова

«____»______________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»


__________________ Т.В.Кондикова

«____»______________ 20___ г.






Консультация для педагогов ГБОУ ОДООЦ «Юность»

«Формирование духовно-нравственных ценностей в условиях загородного детского оздоровительного лагеря»






Составитель: воспитатель Чечнёва Наталья Викторовна






Димитровград-2012



Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подростков связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В первую очередь, на ум приходят средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на подростков, препятствуя формированию их нравственных ценностей, положительного отношения к себе и обществу в целом.

Духовно-нравственное развитие представляет собой сложные процессы, в которых формируются и укрепляются ценностно-смысловые сферы личности: способность человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям и к миру, в котором он живет.Под подростковым возрастом принято считать период жизни человека от одиннадцати до пятнадцати лет. В этот самый, казалось бы, короткий по астрономическому времени период перед подростком встает вопрос о его духовном воплощении, стремясь понять себя самого [2].

По словам В.А. Сухомлинского, в подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что много фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными [7].

Именно в это время очень важно заложить систему ценностных ориентаций, которая будет определять поведение личности и составлять основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения, основу жизненной концепции.

Важно отметить, что подрастающее поколение сильно оторвано от природы, а она является одним из главных факторов формирование личности. Подростки редко отдают предпочтение провести свободное время вблизи леса, около воды, в тишине и покое. Как в свое время хорошо подметил Л.Н. Толстой: «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастия есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными» [8, с. 381].

Детский оздоровительный лагерь, является уникальным местом для формирования духовно-нравственных ценностей подростков. В настоящее время, точно неизвестно, где именно возник первый оздоровительный лагерь, однако многие исследователи утверждают, что в Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах, а первым вожатым в нем стал именно священник. Уже тогда, одна из главных причин, по которой детей оправляли в загородные лагеря, являлась причина «неправильных» тенденций города. В силу этого, лагеря становились местом морального, духовного развития подростков. В России же первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке, неподалеку от Санкт-Петербурга [4, с. 26].

Одна из главных целей, которую преследовали основатели лагерей – вывести городских детей на природу. Как утверждает в своей книге С. И. Панченко: «Задача системы летнего отдыха детей и подростков видится в попытке разбудить в детях живой и здоровый интерес ко всему окружающему, вызвать желание побольше узнать, проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией» [5, c. 21].

Более того, в 2010 году перед Правительством Российской Федерации была поставлена задача: развивать систему отдыха и оздоровления детей и подростков. В связи с этим стоит отметить, что деятельность детских оздоровительных лагерей связана с реализацией не только оздоровительной функцией, но и с функцией воспитательной. Именно лагерь, в полной мере, позволяет создать социально-культурное пространство, в котором осуществляется возможность включения подростков в разнообразные виды социально-культурной деятельности, которые помогают формировать духовно-нравственные ценности подростка.

Находясь в «здоровом» коллективе, ребята приобретают не только коммуникативные и творческие навыки, педагогический состав лагеря помогает формировать у подростков «правильные» понятия о дружбе, уважении, добре, чистоте, вежливости, честности, семье, любви. Так же, отличительной чертой любого лагеря является четкий распорядок дня, помогающий организовать воспитательную систему: «Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию, чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения – безволие. Режим дня организовывает личность» [1, с. 128].

В лагере создается атмосфера индивидуальной неповторимости каждого ребенка, а это является важным условием для реализации воспитательного процесса. Эта атмосфера даёт подростку возможность ещё раз продемонстрировать себя как бы «с чистого листа», с позиции нового мироощущения. Подобная ситуация довольно часто оказывает огромное влияние на будущее ребят [5]. Безусловно, чтобы создать условия, в которых подростки начали демонстрировать всё самое лучшее в себе – задача трудная. Однако, как констатирует А.С. Макаренко: «Не знаю ни одного случая, – утверждал он, – когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу» [3, c. 66].

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего, они заключается в совместном проживании детей в группе сверстников. Подростки адаптируются в естественных условиях социальной и природной среды: активно контактируют с природой, что способствует укреплению их здоровья, а так же возможность восстановить свои физические и душевные силы. Иными словами, детский оздоровительный лагерь – это источник вдохновения подростка.

В условиях насыщенности жизнедеятельности детского лагеря педагогическая деятельность становится процессом, в котором подростки довольно близко взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, но возможно это осуществить только в условиях доверительных и честных отношений. Вожатый – это тот человек, который ведет, тот человек, которому необходимо каждую секунду помнить об этических, моральных, духовных нормах своей профессии. Задача педагогического коллектива заключается в способности понять духовную жизнь подростка и направить его в нужные ориентиры. Именно поэтому общение вожатого с подростками становится способом приобщения к ценностям другого, основным способом формирования и развития мировоззрения личности. В конечном итоге, можно сделать вывод о том, что специфика лагерной жизни может помочь раскрыться абсолютно каждому подростку.

Четкий распорядок дня, активный отдых, здоровое питание, проживание вблизи природы, дружный коллектив сверстников – все это дает право с уверенностью отметить, что детский оздоровительный лагерь можно по праву считать одним из лучших мест, в котором возможно формирование духовно-нравственных ценностей подростков.


Список использованной литературы:

1. Авдеев, Д.А. Как сохранить душевный мир / Д.А. Авдеев – М.: Лепта Книга, 2015. – 160 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Макаренко, А. С. Соч., т. IV. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957

5. Настольная книга вожатого/ Сост. В. Гугнин. – М.: Альпина Паблишер, 2015. - 297с.

6. Панченко, С.И. День за днём в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / Панченко, С.И. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 352 с.

7. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц/ М.:Эксмо, 2010 г. – 104 с.

8. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангулова – Москва: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.

9. Толстой, Л.Н. Круг чтения. Афоризмы и наставления / Л.Н. Толстой. – М.: Эксмо, 2013. - 944 с.