Консультация для педагогов
«Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре.
Повышение уровня жизни и сохранения здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на высоком уровне.
Проблемой воспитания здорового ребенка занимались многие учёные и практики. Например в работах М.А.Руновой, П.Т.Осокиной. В.А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. Физиологи и педиатры М.Н. Кузнецова, А.П. Чабовская и другие считают, что в оздоровлении детей определяющую роль играют закаливающие процедуры.
Поэтому по мнению учёных необходимо создавать условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья.
В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится:
-охрана и укрепление здоровья детей;
-совершенствовать физическое развитие детей;
-формировать у детей двигательные умения и навыки;
-систематизировать знания об организме, роли физических упражнений;
-воспитывать привычки соблюдать режим дня;
-воспитывать интерес к занятиям спортом.
Средствами реализации группы оздоровительных задач являются:
-гигиенические и социально-бытовые факторы;
-полноценное питание;
-оздоровительные силы природы;
-рациональный режим жизни;
-физические упражнения.
Эти задачи решаются с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы, как занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультурные праздники, навстречу друг другу и недели здоровья.
Одной из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе.
Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями.
На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.
Структура занятий соответствует традиционной.
Вводная часть, содержанием которой являются игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы.
Основная часть решает комплекс программных задач: совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тренировку функциональных возможностей организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи.
Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодрое, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др.
Выбирая игры для занятий, следует руководствоваться такими требованиями такими требованиями:
Учёт возраста и физической подготовленности детей;
Учёт дидактических принципов: доступности, систематичности, повторности;
Учёт физических нагрузок (включение всех мышечных групп: включать игры с различными основными движениями);
Учёт интересов детей (при их желании игры заменять на полюбившиеся);
Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр.
При выборе игр нужно учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха. Планируя игровые занятия следует помнить о многообразии подвижных игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует подбирать так, чтобы дети могли применить приобретённые на физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений.
Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3 – 5 раз с короткими перерывами 15 – 20 сек. При проведении игр эстафет в целях увеличения активности детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.
Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.
Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т.е. повышается закалённость детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их посещали.