Консультация для педагогов
« Новые формы физического воспитания:
малый туризм»
Главной целью всех доступных для детей форм туризма является оздоровление детей. Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
оздоровительные
учебные
спортивные
познавательные.
Кроме того, можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует к подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Решение задач физического воспитания осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.
Таким образом, применение экскурсий, прогулок, прогулок – походов могут решать различные задачи:
оздоровление детского организма,
совершенствование двигательных навыков,
развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость),
развития координационных способностей,
развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
развитие познавательных способностей – ознакомление с природой,
воспитание бережного отношения к ней,
изучение ближайшего социального окружения,
воспитание любви к родному краю.
На мой взгляд, целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста. Выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.
Принципы детского туризма:
В теории и практике туризма определены следующие его формы:
прогулки,
экскурсии,
походы,
путешествия.
Существуют и такие формы как:
слеты,
туристские соревнования.
Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха. Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.
Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.
К спортивному содержанию похода относятся:
естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
автономное жизнеобеспечение,
туристско-краеведческая работа.
При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.
Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их место в системе физического воспитания дошкольников.
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:
1) гимнастикой;
2) подвижными и спортивными играми;
3) спортивными упражнениями;
4) простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).
Структура похода
Пеший |
Построение, первый переход Подгоночный привал, второй переход Промежуточный привал, третий переход Длительный привал Сбор, построение Первый переход, малый привал Второй переход Возвращение в учреждение |
Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути. При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулируют темп. Сзади - физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния их здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение. Через 4 – 10 мин проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, подогнать длину лямок рюкзачка и т. д. Во время пути можно организовать не сложные препятствия, используя физкультурное оборудование (пройди сквозь обручи, перепрыгни с «кочки» на «кочку» и т. д.) Необходимо следить за качеством передвижения: спина прямая, дыхание ровное. Следующий привал – промежуточный. Он делается через 15 – 20 мин после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями. В конце пути – большой привал. Организуется отдых, игры спокойного характера: на равновесие, метание, спрыгивание, подпрыгивание, запускание воздушного змея, лазание по верёвкам, развлечения. Можно организовать сбор природного материала для гербария или поделок, которые они будут делать в детском саду. Затем дети отдыхают и едят. Летом на ковриках, зимой на санках, которые везёт взрослый, привязав их вереницей за собой. Затем проводится общий сбор, и дети возвращаются домой, причём через 10 – 15 мин после начала обратного пути, снова проводится промежуточный привал. На котором можно загадать детям загадки. По возвращении итоги не подводятся, так как дети устали, а пьют чай и отдыхают. А на следующий день проводится итоговая беседа, уточняют, что нового увидели и узнали дети. Предлагают им нарисовать, слепить, сделать поделки из природного материала и отразить свои впечатления о походе.
В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:
Развлекательные. Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена в весеннее - летний и осенний период.
Я думаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. В нашем учреждении дети очень любят заниматься туризмом, и эти занятия продолжаются в начальной школе, затем ребята продолжить свои занятия в среднем звене, так как в нашем городе есть школы, которые занимаются туризмом. А пример детям показываем мы – педагоги. Теперь уже стало традицией, что в конце учебного года на территории озера «Свято» мы проводим «Учительский турслет». Наш коллектив принимает в нем активное участие.