Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (ясли -сад) № 10 «Алёнушка» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
Консультация для педагогов:
«Система совместной работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Котова В.И
г. Красноперекопск.
Система совместной работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Необходимым условием нормального развития ребенка является объединений усилий родителей и детского сада в физическом воспитании и оздоровлении детей.
Актуальность проблемы обуславливается поиском новых форм и методов сотрудничества детского сада и семьи в плане физического воспитания и оздоровления детей. Также актуальной является проблема повышения уровня физкультурной грамотности и компетенции родителей.
Целью данной концепции является:
Повышение эффективности работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей
Получение родителями необходимых знаний о физическом развитии ребенка
Формирование потребности в здоровом образе жизни в семье
Знакомство с работой сада по физическому развитию и оздоровлению детей
Обеспечение преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду.
Задачи:
Изучить особенности физического воспитания детей в семье.
Разработать систему физических упражнений для совместных занятий с детьми.
Разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы физического воспитания детей в семье и пути внедрения ее в быт семьи.
Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни и воспитывать потребность в нём.
Один из путей решения поставленных задач это совместная, спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Направленность концепции выражается в следующих положениях:
Специальная педагогическая система, внедренная в практику физического воспитания детей в семье, будет способствовать физическому совершенствованию детей, укреплению их здоровья.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при разработке системы физического воспитания в семье повысит ее педагогическую эффективность.
Систематическое, непрерывное повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания явится одним из важнейших факторов совершенствования физического воспитания детей, будет способствовать его дальнейшему распространению и повышению массовости.
С опорой на парциальные программы и авторские технологии:
В.Г. Алямовская. Программа "Здоровье";
Спепаненкова Э. “Методика физического воспитания”.
В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления";
Я. Бердыхова. “Мама, папа, занимайтесь со мной”;
О. Казина. “ Веселая физкультура для детей”.
Мною была разработана и апробирована система совместной деятельности педагогов и родителей по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Структура
Система совместной работы с родителями предполагает несколько форм сотрудничества:
Система домашних заданий-консультаций для родителей.
Организация и проведение совместных физкультурных занятий детей и родителей.
Проведение спортивных развлечений и праздников с участием родителей.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей
Разработка конспектов совместных физкультурных занятий и развлечений для детей старшего дошкольного возраста;
Для поддержания "обратной связи" с семьей используется такая форма взаимодействия, как система домашних заданий - консультаций для родителей.
2. Организация совместных физкультурных занятий
Пьер де Кубертен:
“Муштра убивает физическую культуру. Свобода и демократия — непременные условия воспитания здоровых детей...”
Цель совместных физкультурных занятий детей с родителями – гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания своих детей.
Задачи совместных физкультурных занятий родителей с детьми:
У детей:
формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;
развивать мышечную силу, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой;
развивать у детей психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
формировать навыки выразительности, пластичности в движении;
развивать ручную умелость и мелкую моторику;
совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.
У родителей:
У родителей и детей:
формировать двигательные умения;
содействовать вербальному и невербальному общению;
содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
развивать у детей и у взрослых творческую, познавательную активность, спонтанность, инициативу, расширять кругозор;
воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.
Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые являются помощниками инструктора, и каждый из них — тренером своего ребенка. И как результат — отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий.
В занятии принимают участие от одного до четырех родителей (можно и большее количество, если позволяет помещение спортивного зала), одетых в спортивную форму.
Перед занятием проводится беседу с родителями, во время которой сообщается содержание занятия и поясняется действия взрослых. Если графически изобразить физическую нагрузку на таких занятиях, то она будет соответствовать обычным физкультурным занятиям.
Структура занятий.
Каждое занятие состоит из традиционных трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Основная цель всех трех частей: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения у ребенка со взрослым.
В вводную часть входят различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальные движения.
В основную часть входят ОРУ, упражнения, направленные на выработку правильного положения головы, плеч, других частей тела. Проводятся совместные подвижные игры.
Взрослые следят за правильным выполнением упражнений детьми и сами выполняют их.
В заключительной части взрослые, и дети выполняют упражнение на дыхание, расслабление, точечный массаж, участвуют в играх малой подвижности.
Подводится итог занятия.
Способы организации детей и взрослых на занятии.
Эффективность занятия зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Выполняя физические упражнения каждый взрослый на протяжении всего занятия, выступает для детей и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли тренера.
Взрослый - партнер выполняет физические упражнения с ребенком одновременно в паре (например, общеразвивающие упражнения).
Взрослый - тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его.
Взрослый - помощник помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным, (например, взрослый, наклоняясь вперед, касается руками пола, ребенок под ним проползает на четвереньках).
Физкультурные праздники и развлечения.
В совместном с родителями проведении всех праздников и развлечений я отмечается три этапа:
На первом этапе ведущая организаторская определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию и воспитателям. Мы готовим сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли, а взрослые и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях. Такая организация совместных физкультурных праздников и развлечений характерна для начального этапа работы по физическому воспитанию с взрослыми.
На втором этапе сценарий и план мероприятий готовят инструктор и родители. Взрослые играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.
И, наконец, третий этап: родители и дети — инициаторы, авторы спортивных мероприятий.
Разработанная и апробированная система совместной работы способствует физическому развитию и оздоровлению детей, повышению педагогических условий для физического развития ребенка, налицо повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания.