СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Задумывались ли вы о том, как развивается общая моторика вашего ребенка?»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей»

Консультация для родителей

«Задумывались ли вы о том, как развивается общая моторика вашего ребенка».

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский


Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий хорошо развитую мелкую моторику, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж, выкладывание узоров из мелких камешков, круп; завязывание и развязывание узелков; лепка из глины или пластилина; перематывание цветных клубочков ниток; выкладывание из счетных палочек; нанизывание колец разной величины, бус, бисера, пуговиц; упражнения со шнуровочками, застежками, мозаикой, прищепками и т. д. Но следует помнить! Все игры с мелкими деталями должны проходить под контролем взрослого! Не допускать попадания в рот, нос, уши игрового материала, типа бусин, пуговиц, палочек и др. Это опасно!

Пальчиковая гимнастика

«Апельсин»

Мы делили апельсин (Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук) .

Много нас, а он один. (Поочередно загибают пальцы на правой руке) .

Эта долька –для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька –для утят,

Эта долька –для котят,

Эта долька –для бобра,

Разводят руки в стороны.

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда (Грозят указательным пальцем) .

Разбегайтесь кто куда (Имитируют бег пальцами по столу) .

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок (Большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с мизинца) .

У гусыни есть гусенок,

У индюшки –индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши (Показать все пальчики, «играя» ими) .

Все красивы хороши!

Мозаика (конструктор, бусы, пуговицы)

Мозаика (конструктор)

Величина деталей вашего конструктора зависит от навыков вашего ребенка. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите крупный конструктор и крупную мозаику. Из конструктора помогите малышу сначала построить башню, затем кукольную мебель и пр. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машинки, домики) .

Бусы, пуговицы

Продаются готовые комплекты для игры, куда входит шнурок, разноцветные бусины разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру можно изготовить самим. Для этого потребуется шнурок с плотным концом и старые бусины или пуговицы с крупными отверстиями. Пусть ребенок пофантазирует и нанизывает бусы в произвольном порядке. Можно попросить нанизать бусы только одного цвета, формы. Из пуговиц можно выкладывать различные картинки: домик, цветочек, рыбка, кораблик и др. Если ребенку сложно самостоятельно выполнить это задание, можно использовать контур предмета.

«Цветок»

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом.

Рос цветок на тонкой ножке-

Белый с желтеньким глазком. (М. Познанская)

Счетные палочки

В качестве примера сделайте заранее заготовки фигурок, которые дети будут выкладывать: квадраты, треугольники, елочки, снежинки, ракеты, кораблики, ромашки и др. Если нет разноцветных счетных палочек, можно использовать спички, предварительно отрезав головки. Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.

Ромашка, словно солнышко,

Из спичек получилась.

И теперь вся комната

Лучами озарилась.

Шнурочки

Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, елочек, корзиночек, животных и т. п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. Используйте для игры кукольную одежду и обувь. С помощью обычного цветного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует пуговицу, домик и др.

Лепка

Для лепки можно использовать пластилин, глину и воск. Не отказывайте ребенку в удовольствии полепить из теста, причем тесто для лепки легко приготовить таким способом: смешать 2 стакана муки+1 стакан соли +1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды. Чтобы тесто не засыхало, добавьте в него 2 столовые ложки подсолнечного масла. Готовые изделия высыхая, застывают. Можно подсушить в духовке, тогда изделие будет крепче. После просушки можно раскрасить гуашью.

Из пластилина овощи,

Из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи

Я даже торт для куклы.

Разноцветные прищепки

Прищепки – настоящая находка для родителей, которые хотят развить у ребенка умственные способности. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному) .

Прищепки могут выступать в роли лапок и хвостов у животных, насекомых; иголок у ежика; лучиков у солнышка; крыльев и хвоста у самолета; плавников и хвоста у рыбки; верхушек у репки и моркови. На плотной бумаге нарисуйте, а затем вырежьте изображения без каких-либо частей. Недостающие детали дополняем прищепками.

Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.


Спасибо за внимание!