Консультация для родителей:
«Особенности развития памяти дошкольников».
Память – это комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению информации и воспроизведению приобретенных знаний и навыков. Другими словами память обеспечивает нам запоминание и последующее использование накопленной информации. Память необходима для нормального и полноценного существования человека. Способность запоминать обеспечивает возможность ребенка накапливать опыт, а это, в свою очередь, необходимое условие формирования восприятия, мышления и речи. Поэтому развитие памяти у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.
Усвоение знаний об окружающем мире, о правилах норм поведения, приобретение разных навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Основы развития памяти начинается еще в дошкольном обучении. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными программой, предполагает определенный уровень развития детей, в том числе произвольной и непроизвольной памяти.
Воспитание памяти ребенка зависит от многих вопросов. Как запоминают дети? От чего зависит непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти? В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании различного материала. Ребенок с легкостью рассказывает выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами, запоминает показанные ему движения, всё это он запомнил. Важнейшей задачей является обеспечения такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может пользоваться ими.
Непроизвольная память - это запоминание материала без постановки цели, без специальных, направленных на это усилий. Что же запоминается непроизвольно? Яркие, красочные, новые предметы, которые привлекают к себе внимание и могут непроизвольно запечатлевается в мозгу ребенка. Непроизвольно запоминается то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу в детский сад, запоминает расположение игрушек, убирать которые его приучили взрослые. Для развития непроизвольного запоминания, большое значение имеет воспроизведение детьми литературных произведений. Ребенок сопереживает с героем, сочувствует ему, хочет помочь, ставит себя на его место. Большое место в жизни дошкольника имеет картинка. Картинки помогают закрепить запоминание об уже известных предметах, расширяют их кругозор, знакомя их с всё новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности.
Картинка - важное средство развития речи, мышления, памяти, воображения. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти детей.
Произвольная память – это особая деятельность, направленная на запоминание какого – либо материала, где используется разные приемы и способы запоминания. Здесь ставится цель запомнить – вспомнить.
Жизнь постоянно требует от ребенка имеющих знаний, которые он получил раньше. В своей игровой, практической деятельности ребенка он должен опираться на ранее усвоенные способы поведения способы действия с предметами, он должен пользоваться знаниями и умениями, приобретенными на занятиях и в повседневной жизни.
Упражнения для развития памяти и внимания.
«Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно старших возрастов.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Таким образом, благодаря познавательным процессам - восприятию, вниманию и памяти - дети активно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметов и явлений.