Оздоровительное, воспитательное, образовательное значение прогулки.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней .
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению костно-мышечной и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций и органов.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивление организма к различным заболеваниям. При нормальной нагрузке, полученной ребёнком в игре, дыхание его учащается, лицо розовеет, настроение бодрое.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей, позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью. После спокойных занятий (художественное творчество, коммуникация, познание), как правило, проводятся игры большой подвижности. После физической культуры, музыки - спокойные игры и средней подвижности.
Игра с ходьбой - «Пройди по дорожке».
Задачи: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия и глазомер.
Описание упражнения.
Воспитатель проводит на участке две параллельные линии или кладёт 2 верёвки длиной 2,5-3 м. на расстоянии 35-30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут к мишке( кукле, зайке), который сидит на стуле ( примерно в 1 м от конца дорожки) и ждёт их. Идти надо осторожно; когда ребёнок подойдёт к мишке, он может его погладить. А затем вернуться на место.
Дети упражняются в ходьбе по дорожке друг за другом, а затем возвращаются по ней обратно. Надо следить, чтобы они не мешали друг другу и не наталкивались на идущего впереди ребёнка.
Игры с бегом - « Птички в гнёздышках»
Задачи: Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве.
Описание игры.
С одной стороны площадки или комнаты свободно раскладываются обручи или рисуются круги на песке по количеству детей. Каждый ребёнок стоит в своём обруче- это гнёздышко, в нём живёт птичка. По сигналу птички вылетают из гнёзд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом концы площадки: дети присаживаются на корточки. Ударяя кончиками пальцев по коленям- клюют корм. « Полетели птички в гнёзда!»- говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.
Игры на ползание и лазание - « Куры в огороде»
Задачи: упражнять детей в подлезании, беге, приседании, учить ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.
Описание игры.
На середине комнаты ограничивают небольшую площадь - огород. Недалеко от него с одной стороны комнаты ставят стул - это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту – дом для кур.
Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные - куры. По сигналу воспитателя « идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их из огорода - хлопают в ладоши, приговаривая: « кыш, кыш!» Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется.
Если игра проводится в начале года, то площадь огорода не обозначается. Дети бегают, используя всё помещение или участок.
Бросание и ловля - « Целься вернее»
Задачи: упражнять детей в бросании в горизонтальную цель, развивать глазомер, ловкость и координацию движений.
Описание упражнения.
Дети встают в круг и берут маленькие мячи или мешочки с песком. В центре круга на расстоянии 1-1.5 м от детей стоит ящик ( большая корзина или сетка). По сигналу воспитателя дети бросают предмет в ящик одной рукой от плеча снизу. Затем идут к ящику, каждый берёт один предмет, возвращается на своё место и повторяет бросок. Дети бросают правой и левой рукой.
Игры с прыжками - « Мой весёлый звонкий мяч»
Задачи: приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушая четверостишие и убегать только тогда, когда будет, произнесено последнее слово.
Описание игры.
Дети сидят на стульчиках с донной стороны комнаты или площадки. На некотором расстоянии перед ними - воспитатель, у него мяч. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и приговаривает:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с ударом мяча об пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его чтением четверостишия. После этого педагог быстро говорит: « Сейчас догоню!» Малыши убегают, а воспитатель делает вид, что пытается догнать. При повторении игры воспитатель вызывает других детей. Постепенно в игру включаются все дети. Они — мячики.