СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Проектная деятельность ДОУ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации для родителей дошкольников, я хочу рассказать,что основная цель взаимодействия детского сада и семьи –это создание единого образовательного пространства «ДОО и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Проектная деятельность ДОУ».»

Консультация для родителей «Проектная деятельность ДОУ».

Уважаемые родители, всем вам хорошо известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от успешного взаимодействия ДОУ с семьей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В нашей группе работа с родителями построена на принципе партнерского взаимодействия, определенного федеральным государственным стандартом.

Основная цель взаимодействия детского сада и семьи –это создание единого образовательного пространства «ДОО и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.

Для достижения данной цели нами ежедневно решается ряд задач:

- создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия;

- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;

- создание условий для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;

- расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.

Совместная деятельность со взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, с равноправным участием и взаимным уважением участников. Выбор форм совместной деятельности будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей, от заинтересованности и готовности к совместной деятельности вас, уважаемые родители.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности является проектная деятельность. Сегодня о ней мы и поговорим. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных умений и навыков, которые помогут ему умело действовать во всех обстоятельствах и видах деятельности.

Предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с типами проектов:

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие и т.д.

В данное время ДОУ работает над серией проектов по исследовательской деятельности. Наверное, многие из вас, уважаемые родители, уже включились в эту совместную деятельность, тем же кто только собирается это сделать не помешают некоторые советы и рекомендации :

На каждом этапе выполнения проекта роль родителя может быть различной:

• помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

• записывать их.

Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор для ребенка.

Очень важна ваша помощь при изучении необходимой литературы по теме проекта .Сходить с ребенком в библиотеку, поискать информацию в Интернете, провести опрос, даже взять интервью у знающего человека. Поверьте, что эта работа будет полезна и интересна и ребенку и вам в равной степени.

Вы можете сделать с ребенком презентацию по теме проекта и подготовить малыша к выступлению, присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта.

Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность ДОУ. Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность и ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни!

















Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми


Если одаренность – это явление,
то одаренные дети – это проблема.
В.И. Панов

Аннотация

В статье рассмотрены методологические основы проектной деятельности и даны представления о высокой степени адаптивности инновационной технологии к специфике ДОУ. Использование метода проектирования в работе с одаренными дошкольниками помогает овладеть им методами научной творческой работы и принимать участие в экспериментах, исследованиях, а также почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Представлен опыт работы МДОУ по использованию данного метода в педагогической практике.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Таким благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность». Так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М.Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [4]. Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [3].

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средних - ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старших группах - являются полноправными участниками проекта.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. [6]. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, обобщив исторический опыт проектной работы с детьми дошкольного возраста, выделили основные этапы разработки метода проектов [5]:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

    • в каких источниках можно найти информацию;

    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  3. Выполнение проекта – практическая часть.

  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:

    • по составу участников;

    • по целевой установке;

    • по тематике;

    • по срокам реализации.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

  3. творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. К старшему дошкольному возрасту становятся значимыми и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные, например, «Мир театра», «Книжкина неделя»;

  • межгрупповые, например, «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

  • групповые, например, «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

  • индивидуальные, например, «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;

  • исследовательские, например, «Мир воды», «Дыхание и здоровье».

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Данная технология в дошкольном учреждении внедряется на протяжении последних 2 лет. Педагогами разрабатываются и внедряются проекты по таким направлениям как познавательно-речевое и социально-личностное развитие.

Первые проекты, разработанные педагогами, становятся отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования, а их защита - одной из вариативных форм прохождения педагогами второго этапа аттестации.

В перспективе планируем инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом и физическом развитии одаренных воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, проекты по обогащению ресурсной базы дошкольного учреждения.

В процессе разработки и реализации педагогических проектов педагоги имеют возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста — от проекта к проекту.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде. Вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже не удачно выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.

Таким образом, проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Литература

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

  5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.

  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.









ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ.

 Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

·         Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

·         Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

·         Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

·         занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

·         комплексные блочно-тематические занятия;

·         интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция;

·         метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1.      На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.      Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.      Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.      Составление плана-схемы проекта.

5.      Сбор, накопление материала.

6.      Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.      Домашние задания для сам. выполнения.

8.      Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

·         к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

·         в каких источниках можно найти информацию;

·         какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

·         с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.      по составу участников;

2.      по целевой установке;

3.      по тематике;

4.      по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.      исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.      ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.      информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.      творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

·         комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;

·         межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

·         творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

·         групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

·         индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

·         исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

Основной целью проектного метода в ДОУ  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.      обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.      развитие познавательных способностей;

3.      развитие творческого воображения;

4.      развитие творческого мышления;

5.      развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

·         вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

·         активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

·         формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

·         формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

·         развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

·         формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·         развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

               Деятельность педагога

         Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4.Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

·         «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

·         «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

·         «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

·         «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

·         «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

·         «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

·         «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

·         «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

1.      «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (совет педагогов, творческая группа);

2.      «Воспитание здорового ребёнка»;

3.      «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);

4.      «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

5.      «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели);

6.      «Питание и здоровье» (медицинская служба, воспитатели, работники пищеблока);

7.      Проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

8.      дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы,  рабочий по обслуживанию здания);

9.      Социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.      пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.      приобщать детей к процессу познания;

3.      формировать различные представления;

4.      привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.      побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.      формирование эмоциональной заинтересованности;

2.      знакомство с предметами и действиями с ними;

3.      развитие мышления и воображения;

4.      речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.      осознание поставленной цели;

2.      овладение различными способами решения поставленных задач;

3.      способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.      поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

·         стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

·         формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

·         формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

·         обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

·         расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

·         сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

·         развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

·         овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.      развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.      развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3.      формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4.      развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.      произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.      потребности в создании собственной картины мира;

3.      навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.      выявить проблему;

2.      самостоятельно искать нужное решение;

3.      выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.      самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

·         развитие самопознания и положительной самооценки;

·         овладение способами внеситуативно-личностного общения;

·         высокий уровень коммуникативной компетентности;

·         осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

·         развитие осознанного отношения к своему здоровью;

·         формирование потребности в здоровом образе жизни;

·         совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

·         систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

·         развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

·         углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

·         овладение различными видами худ. деятельности;

·         развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки»,  «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

.















Конспект досуга в подготовительной группе «Математический КВН» совместно с родителями.

Цель. Сплочение детско-родительского коллектива, формирование дружеских отношений, взаимовыручки и взаимопонимания. Задачи. • Закреплять представления о числах и цифрах от 0до 10. • Продолжать учить отгадывать математические загадки. • Закреплять знания о геометрических фигурах. • Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по высоте. • Закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаге. • Продолжать знакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия. • Продолжать развивать у детей внимание, память, пространственное мышление. • Воспитывать дружеские отношения между детьми и взрослыми, привычку трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших. Предварительная работа. Домашнее задание: • Выучить считалки, пословицы, стихотворения про цифры, числа, математику. • Вместе с родителями дома придумать, записать, нарисовать интересные загадки, рисунки, головоломки, лабиринты с математическим содержанием. Сценарий проведения игры-соревнования. Ведущий. Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, дорогие болельщики и гости! В этом зале всегда проходят праздники, дети выступают перед родителями, читают стихи, поют песни. Сегодня мы собрались на необычный праздник - праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Здесь на нашем математическом КВНе встретятся две команды – детей и взрослых. Это команды не соперников, а друзей, людей, которые очень любят друг друга и помогают друг другу во всем. Наше соревнование – игра, шутка, и повод, чтобы побывать всем вместе и интересно провести время. А теперь начинаем! Прошу команды занять свои места. Команда родителей – команда Мудрецов. Команда детей подготовительной группы – команда Юных математиков. В каждом соревновании нужны арбитры. За судейский столик приглашаются… (Называет судей, которые под музыку и аплодисменты занимают свои места) Судейская команда будет оценивать соревнование и ваше домашнее задание. Ведущий. Все на своих местах. Можно начинать разминку. Разминка проходит под девизом: «В здоровом теле здоровый дух и умная голова». Участников разминки прощу встать парами (взрослый – ребенок). Сейчас будет звучать танцевальная музыка. Сначала танцевальные движения будут выполнять Юные математики, а взрослые, как в зеркале, должны повторять за ними все движения. Судьи будут оценивать точность и красоту движений. Потом участники разминки поменяются ролями. (Звучит танцевальная музыка. Дети танцуют, а взрослые повторяют их движения. Музыка смолкает. Раздаются аплодисменты) Ведущий. Теперь в роли главных танцоров выступают родители, а дети повторяют, как в зеркале , их движения. (Звучит музыка, танцевальная разминка продолжается. Музыка смолкает.) Ведущий. Спасибо. Мне очень понравилось. Судьям, наверное, очень трудно будет оценить разминку, танец получился задорный и веселый. Аплодисменты участникам разминки! На площадку вызывается по одному участнику от каждой команды. Сейчас вам будет задан вопрос. Вы можете посоветоваться с членами своей команды, чтобы ответить правильно. Вопрос команде Юных математиков. Вова ищет своих друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что из-под дощатой перегородки виднеется 8 ног. Сколько детей стоит за перегородкой? (4 ребенка) Во время обдумывания ответов здесь и далее в течение минуты звучит музыкальная «заставка». Вопрос команде Мудрецов. Мимо проходит товарный поезд. Вова считает вагоны: сразу за локомотивом идут пять закрытых вагонов, за ними в два раза больше открытых, а в конце 6 цистерн. Сколько вагонов в товарном поезде? (21 вагон) Заслушаем результаты танцевальной разминки и 1 конкурса. Ведущий. Вновь вызывается по одному игроку из каждой команды. Как и в прошлый раз вы можете посоветоваться с членами команды. Внимание! Задание Юным математикам: у животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и две сзади, Сколько всего ногу животного? Внимание! Задание Мудрецам: на столе стояло 12 чашек и 9 блюдец. Мышка бежала, хвостиком вильнула, задела футбольный мяч. Он прыгнул на стол и разбил половину чашек и 7 блюдец. Сколько чашек осталось без блюдец? (4чсшки остались без блюдец.) Судьи объявляют результаты конкурса. Ведущий. Объявляется следующий конкурс. Команде Мудрецов и команде Юных математиков нужно показать другие способы укладки четырех кубиков. Три примера уже показаны на рисунке. Задание выполняется на время – 2 минуты. Судьи объявляют результаты конкурса. Ведущий. Следующий конкурс будет заключаться в следующем. Пока звучит музыка все участники обеих команд двигаются по всему залу, по сигналу – команды должны построиться в две шеренги по росту: от самого высокого до самого низкого участника команды. (Звучит музыка) Затем команды выстраиваются по росту: от самого низкого до самого высокого игрока команды. Судьи оценивают результаты конкурса. Ведущий. Следующий конкурс проверит ваше знание загадок, считалок, пословиц, сказок, песен, стихотворений про цифры, числа, математику. Ведущий по очереди вызывает членов команд для зачитывания загадок, пословиц, стихотворений и т.д. Судьи оценивают конкурс. Ведущий. Следующий конкурс проверит готовность к обучению в школе Юных математиков, а также их родителей – команды Мудрецов. Задание для команды Юных математиков – завершить узор паркета; Мудрецы должны выполнить графический диктант. Судьи оценивают конкурс. Ведущий. Объявляется последний конкурс. От участников команд он потребует внимания и сообразительности. Вам нужно будет найти, чем отличаются две картинки (вариант: «Картинки, нарисованные цифрами». С помощью каких цифр художник изобразил зайца, петуха и др.). А сейчас настал момент объявления результатов конкурса «домашнее задание». Слово предоставляется арбитрам. Арбитры сначала делятся общими впечатлениями о проделанной работе, затем дают оценку победителям в разных «номинациях»: кто лучше всех выполнил задание, лучше всех раскрасил, придумал самое трудное задание, самое веселое задание. Ведущий. Вот и подошла к концу наша математическая игра. Сейчас мы узнаем счет. Но кто бы ни победил в это игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка и находчивость. Для объявления счета слово предоставляется судьям. Судьи торжественно с комментариями объявляют победителя игры- соревнования(или объявляют ничейный результат). Команде победителей вручается пирог. Все участники приглашаются за праздничный стол к чаю с пирогом. На следующий день воспитатель и дети вспоминают «Математический КВН», обмениваются впечатлениями, выполняют «домашние задания», придуманные вместе с родителями. Отзывы родителей: «Очень интересно было провести время с пользой и вместе с дочкой» (Попова С.В.) «Считаю данные мероприятия полезными. Ребенок работает в группе и с мамой, показывая ей, что он умеет, и группе, что умеет мама. Знакомятся родители. Формируется общий дух»









КВН по ПДД для детей и родителей в подготовительной группы

Совместное мероприятие педагогов, детей и родителей в подготовительной к школе группе КВН по ПДД "Азбука улиц"

КВН по ПДД будет интересен педагогам дошкольных учреждений. Материал рассчитан на детей 6-7 лет. Данное совместное мероприятие можно провести как часть родительского собрания.
Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. 
Задачи: Воспитывать умение детей жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье. Формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение. Развивать мыслительную деятельность. Развивать внимание, сосредоточенность, устную связную речь.

Ход:

Входят дети и родители. Рассаживаются на места.
Ведущий: - Здравствуйте дорогие ребята! Уважаемые зрители! Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность. Что же помогает избегать опасности, мы узнаем из стихотворения, которое прочитают ребята.
1. - По городу, по улице 
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.

2. Всё время будь внимательным 
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

3. Город, в котором 
С тобой мы живём
Можно по праву
Сравнить с букварём.

4. Азбукой улиц, 
Проспектов, дорог
Город даёт нам
Всё время урок,

5. Вот она азбука,- 
Над головой!
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.

6. Азбуку города 
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Ведущий: - Да ребята, избегать опасности нам помогают правила дорожного движения. Сегодня у нас КВН. Мы вспомним правила поведения на дороге, сигналы светофора, дорожные знаки. Будем соревноваться и узнаем, кто лучше знает правила дорожного движения. Оценивать наши команды будет жюри:
(ведущий представляет членов жюри).
- За каждый правильный ответ жюри будет присуждать 3 балла. Соревнуются сегодня две семейные команды: 
- «Светофорики» и «Дорожные знаки».
- Начинаем наш КВН. 
Первый конкурс «Приветствие»: команды по очереди должны назвать капитана, название и девиз. Начинает команда «Светофорики».
Дети: - Наш капитан Амелия. Команда «Светофорики». Девиз:
Нужно слушаться без спора 
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возражения.
Дети: – Наш капитан Николай. Команда «Дорожные знаки». 
Девиз: 
Знаки мы дорожные.
Мы совсем не сложные.
Ты дружок нас уважай,
Правил ты не нарушай!
Жюри подводит итоги первого конкурса
Ведущий: - Второй конкурс «Разминка». Каждой команде по очереди задам 3 вопроса. Отвечайте только на вопросы своей команды, не подсказывайте другой команде. 
- Вопрос команде «Светофорики»:
1. Человек, идущий по тротуару? (Пешеход)
- Вопрос команде «Дорожные знаки»:
2. Место, на дороге предназначенное для пешеходов? (Пешеходный переход)
- Вопрос команде «Светофорики»:
3. Часть дороги, по которой идут пешеходы? (Тротуар)
- Вопрос команде «Дорожные знаки»:
4. Место пересечения улиц? (Перекрёсток)
- Вопрос команде «Светофорики»:
5. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой)
- Вопрос команде «Дорожные знаки»:
6. Где пешеход обязан переходить улицу? (По переходу).
Жюри подводит итоги второго конкурса
Ведущий: - Следующий «Конкурс капитанов». 
Отвечает Амелия – капитан команды «Светофорики»:
- Какой переход более безопасный: «зебра» или подземный? И почему? (Подземный).
Отвечает Николай – капитан команды «Дорожные знаки»:
- Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге? (Выполнение правил дорожного движения).
Отвечает Амелия:
- Где нужно ждать общественный транспорт? (На остановке).
Отвечает Николай:
- Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? И почему? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт).
- А пока жюри подводит итоги третьего конкурса мы поиграем в игру «Да или нет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте да или нет (играют и зрители):
- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?
Да.
- Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
Нет.
- Ну, а зелёный свет горит, можно идти через улицу?
Да.
- Сел в трамвай, не взяв билет. Так поступать полагается?
Нет.
- Старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?
Да.
- Молодцы, ребята!
Ведущий: - Следующий конкурс для родителей. Нужно с закрытыми глазами нарисовать дорожный знак быстро и правильно. Прошу от команды по одному родителю подходите к мольбертам. Завязываем глаза платком. Раз, два, три начни.
Жюри подводит итоги четвёртого конкурса
Ведущий: - Переходим к следующему конкурсу «Отгадай ребус». Каждой команде даётся два ребуса, родители помогают детям. Команда первая отгадавшая ребусы получает максимальное количество очков. Начали:


(Улица)


(Дорога)


(Правила)


(Колесо).
Жюри подводит итоги пятого конкурса
Ведущий: - Музыкальная пауза «Частушки»(дети поют под музыку). 
1.Эх, гармошка заиграй 
Сделай одолжение
Будем строго выполнять
Правила движения.

2.Это всем должно быть ясно 
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем кто в городе живет
«Зебра» это переход

3. Пусть спокойна будет мама 
Нет опасности вокруг
«Зебра» путь укажет прямо
Светофор наш верный друг.

4. Эти правила не сложны 
Даже детям в детсаду
Люди будьте осторожны
Берегите детвору.
Ведущий: - Следующее задание для родителей. Взрослые отвечают на вопрос, а дети им помогают.
Вопрос команде «Светофорики»:
- Какое насекомое, сидящее в траве, одного цвета с разрешающим сигналом светофора? (Кузнечик).
Вопрос команде «Дорожные знаки»:
- В какой сказке и у какого персонажа имеется шапка такого же цвета, как запрещающий сигнал светофора? (Красная шапочка).
Вопрос команде «Светофорики»:
- Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте? (Дорога).
Вопрос команде «Дорожные знаки»:
- Как называется звучащий инструмент сотрудника ГБДД? (Свисток).
Ведущий: - Конкурс «Группировка дорожных знаков». Нужно распределить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, информационно – указательные, знаки сервиса и назвать каждый знак (каждой команде даются картинки дорожных знаков).
Жюри подводит итоги шестого конкурса
Ведущий: - Следующий конкурс «Отгадай загадку». 
- Загадка команде «Светофорики»:
1.Эту ленту не возьмешь 
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит, 
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
- Загадка команде «Дорожные знаки»:
2.Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать. (Светофор).
- Загадка команде «Светофорики»:
3. Тут машина не пойдет. 
Главный здесь – пешеход. 
Чтоб друг другу не мешать, 
Нужно справа путь держать. (Тротуар).
- Загадка команде «Дорожные знаки»:
4. Под ногами у Сережки 
Полосатая дорожка. 
Смело он по ней идет, 
А за ним и весь народ. (Зебра).
- Загадка команде «Светофорики»:
5. На обочинах стоят,
Молча с нами говорят. 
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки).
- Загадка команде «Дорожные знаки»:
6. Две дороги долго шли 
И друг к дружке подошли. 
Ссориться не стали, 
Пересеклись и дальше побежали. 
Что это за место,
Всем нам интересно. (Перекресток).

Ведущий: - А сейчас жюри подведёт итоги конкурсов и объявит, какая команда набрала больше баллов. А значит, заслужила 1 место в нашем КВН.
Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет результат (награждение медалями участников)
- Ребята, уважаемые родители, вы успешно справились со всеми заданиями. Показали прекрасные знания законов улиц и дорог! Будьте внимательны на дорогах и улицах города. И чтобы в жизни для вас всегда горел зелёный свет!