Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Речевое развитие детей на шестом году жизни".»
ГККП «Ясли – сад № 2 акимата города Костаная отдела образования
акимата города Костаная»
Консультация
Речевое развитие на шестом году жизни
Учитель-логопед Жигайло А.В.
На шестом году жизни дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развѐрнутыми фразами, грамматически правильно строить предложения.
На шестом году жизни ребѐнка обычно заканчивается процесс овладения звуками родного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия для правильного произношения звуков. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие, звуки л, рь, р); многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произнесении слов они всѐ реже допускают орфоэпические ошибки. Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать на слух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравнении оценку правильности использования интонационных средств выразительности. К старшему дошкольному возрасту не ещѐ все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование, например, горловое или одноударное произнесение звука р, боковое – звуков ш, ж и т.д. Некоторые дети этого возраста ещѐ не всегда чѐтко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки л и р.
Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и фразы, насыщенные определѐнными группами звуков, например, свистящими и шипящими (слова сушка, шоссе произносят как шушка и шошше).
Ясность, внятность речи во многом зависят от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, речь, как правило, менее отчѐтлива (они не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, а иногда и «проглатывают» даже слова).
Задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы продолжать укреплять их артикуляционный аппарат; упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков л и р), в чѐтком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению, правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание; показывать образцы литературного произношения слов; устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.