РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Невербальные средства общения включают в себя первичные семиотические системы, построенные из невербальных кинетических компонентов (язык жестов, пантомима, сигнальные системы). При общении информация поступает к нам посредством вербальных и невербальных сигналов, причём невербальные средства зачастую преобладают : через них передаётся значительный процент информации . Роль невербальных средств в общении велика . Во-первых, невербальные средства дополняют словесное общение, делают его более эмоциональным. Во-вторых, помогают понять истинное состояние собеседника. В-третьих, экономят использование вербальных средств общения. В-четвертых, помогают предопределить характер будущего общения. Обучение приёмам анализа невербальных средств общения и использованию их в общении начинается с детства. Изучение невербальных средств развивает умение детей не просто общаться, а общаться эффективно. Необходимость изучения невербальных средств общения обусловлена тем, что это способствует наилучшему пониманию в отношениях ребенок-взрослый, ребенок-ребенок.. Благодаря изучению невербальных средств общения, речь детей приобретает большую убедительность и дети становятся более уверенными в себе. Невербальные средства помогают ребенку узнать отношение к нему, например, взрослого по его интонации, мимике, жестам.
Анализ учебников Т.А.Ладыженской «Детская риторика» позволил нам выделить два типа упражнений, способствующих изучению невербальных средств общения:
1) упражнения, способствующие формированию умения понимать и анализировать невербальные средства общения (тип 1).
2) упражнения, способствующие применению невербальных средств общения (тип 2).
Рассмотрим названные упражнения. Упражнения, способствующие формированию умения понимать НСО, помогут детям закрепить теоретический материал с помощью анализа наглядных образов; упражнения, способствующие применению НСО, помогут детям научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.
У
пражнение №1 (4 класс, страница 81, упражнение № 115 ) относится к первому типу. Цель - изучить дорожные знаки ( - информационные (И) помещены в прямоугольник , - запрещающие (З) вписаны в круг,
- предупреждающие (П) находятся в треугольнике). К упражнению дана картинка с изображением улицы и дорожных знаков на ней, дети должны возле каждого дорожного знака поставить букву (И), (З), (П) и объяснить, что они запрещают, о чём предупреждают или информируют.
Упражнение №2 ( 1 класс, страница 43) . Дана иллюстрация изображения героев из мультфильма « Винни - Пух » . Детям необходимо догадаться кто из героев грустит , радуется , удивляется , боится ?
Упражнение №3 ( тип 2 ). Это так называемый « Театр — экспромт » . Дети должны проинсценировать то, что им читают ( Посадил дед репку . Выросла репка большая-пребольшая . Пошел дед репку рвать : тянет-потянет , вытянуть не может. Заплакал дед ,а потом вспомнил про бабку и позвал её на подмогу...)
Упражнение №4 ( тип 2 ). Ребёнок закрывает нижнюю часть лица листом бумаги и изображает разные виды настроения (печаль, радость, удивление, страх ), а другие дети должны угадать .
Таким образом, необходимо систематически изучать НСО. Дети только начинают освоение образовательной программы в детском саду и если они с первой ступени своего образования научаться правильно и эффективно общаться друг с другом в том числе с использованием НСО, то в дальнейшем это облегчит не только их учебную деятельность, но и жизнь.
Список литературы:
1.Учебник « Детская риторика » для 1-4 класса под ред. Т.А.Ладыженской ( Просвящение, 1994-1996 ) .
2.Словарь- справочник « Эффективная коммуникация » под ред. М.И. Панова;-М. : ООО « Агентство КРПА Олимп » , 2005 .
3