СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для учителей литературы "Инновационные формы обучения на уроках литературы как средство развития креативности старших школьников и повышения результативности обучения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков создания текстов, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей литературы "Инновационные формы обучения на уроках литературы как средство развития креативности старших школьников и повышения результативности обучения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Зинина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы


Консультация для учителей литературы


Инновационные формы обучения на уроках литературы как средство развития креативности старших школьников и повышения результативности обучения


Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков создания текстов, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

Мотивация моей работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей старшеклассников на уроках литературы.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;

– применение инновационных технологий на уроках литературы как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках литературы посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления;

– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках литературы.

Инновационная деятельность –  это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Именно в старшей школе , в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр, драматизации.

Технология, стимулирующая интересы старших школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Применение технологии критического мышления на уроках литературы. Использую на уроках следующие приемы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Какие можно использовать ориентиры для предвосхищения основного содержания художественного текста? Например, письмо от учителя. Письма учителя к ученику – это путь риторизации литературы. Эта работа начинается уже на вводных уроках, когда учащиеся познакомились с исторической ситуацией в России второй половины XIX века, развитием литературы и искусства в этот период. Предлагается подобное творческое задание в брошюре Кропман Е. Г.: «Уважаемый ученик (ученица) 10 класса! Представьте, Вы – житель России второй половины XIX столетия. Вы – русский интеллигент. Попытайтесь войти в образ, вспомнить, какие общественные группы господствовали в России этот период времени, примкнуть к одной из них, обосновав при этом, почему Вы примыкаете именно к этой группе. Постарайтесь убедить меня войти в Ваш лагерь. Пожалуйста, обратитесь ко мне в жанре письма из XIX столетия и расскажите о своем времени так, чтобы мне захотелось изучать его, а может быть, и жить в нем. С уважением, Ф. И. О.» . Прием двойного дневника также помогает ученику незаметно втянуться в пространство текста и выступить в роли исследователя еще до начала чтения (знакомства с произведением). 

Посмотрим, как работает прием двойного дневника на начальной стадии изучения повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет". Учащимся предлагается проанализировать фрагмент письма Наполеона Жозефине («Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Наполеон Бонапарт — Жозефине, 3 апреля 1796 г.) по следующему плану: выпишите те фразы из текста, которые вызвали ваши эмоции (согласие, протест или непонимание), прокомментируйте, почему именно эта фраза привлекла ваше внимание, какие мысли, ассоциации у вас возникли. 

Приемы технологии критического мышления на уроках литературы учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению,умению сотрудничать и т.д.