Консультация на тему:
«Вред и польза современных игрушек»
Воспитатель . Игра и игрушка -специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека , способы и средства его воспитания. Средства массовой информации построены на принципах игры(например современные газеты с кроссвордами ,головоломками- это тоже игрушка; игры телевизионные). Игрушка является носителем информации для ребенка, поскольку это не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения даже лечения.
Следующее:
1 Соответствие игрушки интересам самого ребенка ( Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают. Взрослого могут привлечь внешняя красота, стоимость, сложность деталей, развевающее значение, а ребенка- похожесть игрушки на любимого сказочного героя или наличие такой же у друга)
2 Возможность совершать какие-либо действия с игрушкой- это главное достоинство игрушки( разбирать, собирать, передвигать ,извлекать звуки)
3 Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества ( мячи ,кубики ,пирамидки)
4 Игровые действия должны быть самостоятельными ( игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают -способ действия: матрешки, пирамидки)
5 Эстетический аспект.(Игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость ,агрессию)
« Игрушки-чудовища»
Воспитатель. Игрушки –чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданиям.
В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла. Положительные герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров и скелетов участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил. Поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло ,отделить героев плохих от хороших. При этом игры с игрушками-чудовищами, основные на содержании воинственных мультфильмов, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети начинают применять такую модель поведения на практике.
Некоторых детей привлекают отрицательные персонажи.
Психологи считают, что это связано с эмоциями агрессивности.
Случается, что склонность ребенка к «вооружению» обусловлена обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок ,владеющий подобными игрушками, получает шанс ощутить себя в игре могучим. Увы, в реальной жизни все может быть наоборот. Желание иметь монстров- своего рода тест для определенного психологического состояния ребенка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени породит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.
Для возбудимых детей игра с монстрами - это способ избавиться от лишней энергии. Но во многих случаях такая игрушка не успокаивает, а еще
Больше раздражает ребенка и формирует определенную психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности ребенка ощущать себя сильным и бесстрашным.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки, наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии.
Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло.
Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы ,а достаточно отдельного элемента, знака, обозначающего персонаж. Например ,платок на голове и самодельные очки «превращают» девочку в бабушку, кусочек тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусочков материи , и они сами будут изобретать себе костюмы.
Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется, неприкосновенной, то беспрекословно пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите и мойте игрушки, отбирайте поврежденные и «лечите» их.
Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимо ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт положительные эмоции.
Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
Литература: «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»