СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация с элементами тренинга "Профессиональное выгорание педагога и его профилактика"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена теме профессионального выгорания педагогов. предложенное консультативное занятие предназначено для профилактики психологического зоровья педагогов. Может быть использовано в образовательных учреждениях всех уровней для работы с педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Консультация с элементами тренинга "Профессиональное выгорание педагога и его профилактика"»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)








Методическая разработка

Консультации с элементами тренинга

«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

для работы с педагогами







Разработал: Заведующий филиалом

ФКП образовательного

учреждения № 233

Ю. В. Воротникова

















Керчь

2017 г.

Рассмотрено и утверждено на заседании

методической комиссии

Протокол №___________

«___»__________ 20___г.

Председатель МК

___________________ Ю.В.Воротникова



Данная методическая разработка посвящена теме профессионального выгорания педагогов. Предложенное консультативное занятие предназначено для профилактики психологического здоровья педагогов. Может быть использовано в образовательных учреждениях всех уровней для работы с педагогами. Может проводиться педагогом-психологом, социальным педагогом.




Автор – составитель: Ю.В.Воротникова


Рецензент:






























СОДЕРЖАНИЕ



п/п

Наименование раздела

стр.


Введение

4

1.

Основная часть

5

1.1.

Тематическое обоснование

5

1.2.

Первое занятие

5

1.3.

Второе занятие

10


Список использованных источников

14


Приложение 1 Девять советов М.Беркли Ален к упражнению «Порой я балую себя»:

15


Приложение 2 Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

16



































ВВЕДЕНИЕ



Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Одной из серьёзных проблем современного образования является и эмоциональное выгорание педагогических работников. Ему подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. К этому времени они накопят достаточный педагогический опыт, их собственные дети подрастут и уход за ними потребует меньшего времени, чем раньше. Кажется, что надо ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере. Но часто наблюдается противоположное явление. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Бывают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди уходят из системы образования, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с учениками.

Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.













ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.1. Тематическое обоснование

Цель консультации: профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи консультации:

- Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.

- Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.

- Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.

- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Методы работы: проблемно – поисковый, наглядный, репродуктивный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Материалы и оборудование: мячик, листы А4, цветные карандаши, ручки, метафорические карты «Педагогические притчи», камни, бахилы, карточки с ситуациями, аудиоустройство, аудиозаписи с музыкой Шуберта или Моцарта, карточки А.Мэделин Беркли.

Количество участников: может быть различным от 4 до 10 человек.

Продолжительность: тренинг состоит из двух встреч по 1,5 часа.


1.2. Первое занятие

Поговорим?

О чем?

О разном и о прочем. О том, что хорошо,

И хорошо не очень. Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно. Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно.


Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) 


1. Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.


2. Упражнение “Самоанализ” (раздать листы А 4, ручки и цветные карандаши).

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.



Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”


Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания –  эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.


3. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Обсуждение: Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?


4. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

- похожие черты,

- противоположные черты

- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

- отсутствие общих черт

- какой список было составлять легче;

- какой получился объемнее?

- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют посмотреть на взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.


ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!


5. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:

- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями.

Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

Девять советов М.Беркли Ален к упражнению «Порой я балую себя»:

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .

2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

10.   

11.


6. Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.


7. Упражнение с метафорическими картами «Педагогические притчи»

Инструкция: участникам предлагается сконцентрироваться на педагогической проблеме или проблемной ситуации и выбрать метафорическую карту с притчей наугад. Внимательно прочесть притчу, осмыслить ее содержание, соотнести мораль притчи со своей педагогической проблемой.

Обсуждение: участники высказываются, нашли ли они совет в прочитанной притче.

8. Упражнение «Улыбка»

Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 5 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.


Обратная связь

9. Упражнение «Рефлексивнaя мишень»

На листе бумаги А4 рисуется мишень, которая делится на 4 сектора:

1 — оценка содержания; 2 — оценка формы, методов взаимодействия; 3 — оценка деятельности ведущего; 4 — оценка своей деятельности.

Каждый участник маркером «стреляет» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия.

После того как каждый участник «выстрелил» в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и психолог организует ее краткий анализ.



1.3. Второе занятие


Здравствуйте коллеги!


1. Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».



2. Упражнении «Ресурсные камушки»

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Материалы и оборудование: натуральные камни.

Инструкция. Выберите любой камень, рассмотрите его, почувствуйте его.

Вопросы:

-Что напоминает?

- Какие вызывает ассоциации?

- Какие вызывает ощущения (теплый, холодный).

Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.


3. Упражнение «Прикосновение»

Цель: вызвать чувство доверия

Материалы и оборудование: натуральные камни.

Инструкция. Участники разбиваются на пары. Один закрывает глаза, второй выкладывает ему на руку камень(камни). Затем меняются. Участники делятся своми ощущениями (приятно, неприятно).

Ожидаемый результат: педагоги испытывают эмоциональное доверие друг к другу, сплочение.


4. Упражнение «Подари камень»

Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога

Материалы и оборудование: натуральные камни.

Инструкция. Посмотри на соседа слева, выбери камень, который ему подходит, подарите камень соседу, и скажи, что не хватает соседу и что этот камень ему даст.

Ожидаемый результат: эмоциональная стабильность, чувство взаимопомощи, поддержки, уверенности.


Притча про осла и колодец

Автор: Китайская притча

Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как можно скорее.

Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот!

Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням, мы можем перейти бурный поток


5. Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном или бахиллы), карточки с ситуациями.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.


Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

1. Заведующая отчитала вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

2. Вам дали группу трудных учеников.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

3. На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.

  • Можно теперь сесть на диету.

4. По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

5. По результатам мониторинга большинство ваших учащихся получили очень низкий уровень.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал учащиеся недостаточно хорошо усвоили.

6. Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.

  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

7. Вас бросил муж (жена).

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

  • Больше времени на хобби.


6. Упражнение-медитация «Сад моей души» 

1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.

Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.

Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.

2-я часть упражнения — арт-терапия.

Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, — цветок или сад.


Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.


Обратная связь

7. Упражнение «Благодарю тебя»

Все образуют круг. Начинает ведущий. Он протягивает руку и говорит стоящему справа участнику: «Спасибо, Галина, мне было приятно с тобой выполнять упражнения». Тот, чье имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу: «Спасибо, Катя, за оказанную поддержку», — и берет соседа за руку, и так до завершения круга. В заключение все громко аплодируют друг другу и говорят: «Спа-си-бо! До свида-ния! До встре-чи!»


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.

  2. Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.

  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологической саморегуляции. Л.: Методический центр по психологической саморегуляции, 1988.

  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.

  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.

  7. Инструкция по применению метафорических карт И.Титовой.

































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



Девять советов М.Беркли Ален к упражнению «Порой я балую себя»:

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .

2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

10.   

11.






























ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»



1. Заведующая отчитала вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.


2. Вам дали группу трудных учеников.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.


3. На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.

  • Можно теперь сесть на диету.


4. По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.


5. По результатам мониторинга большинство ваших учащихся получили очень низкий уровень.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал учащиеся недостаточно хорошо усвоили.


6. Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.

  • Заняться наконец-то своим здоровьем.


7. Вас бросил муж (жена).

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

  • Больше времени на хобби.