СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультативная беседа как основная форма проведения социально-педагогического консультирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.

Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Консультирование может быть, как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств.

Консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

Помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта дети и подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.  Проводя консультативные беседы педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе. 

Таким образом, беседа играет важнейшую роль в социально-педагогическом консультировании детей и подростков группы риска.

Просмотр содержимого документа
«Консультативная беседа как основная форма проведения социально-педагогического консультирования»

     Консультативная беседа как основная форма проведения социально-педагогического консультирования Цель:   определить роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования. Выполнила работу студентка Выполнила работу студентка  2 курса  2 курса Шикалова Ольга Павловна

Консультативная беседа как основная форма проведения социально-педагогического консультирования

Цель:   определить роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования.

Выполнила работу студентка

Выполнила работу студентка

2 курса

2 курса

Шикалова Ольга Павловна

Что такое социально-педагогическое консультирование    Социально-педагогическое консультирование — это квалифици­рованная помощь людям, испытывающих различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения

Что такое социально-педагогическое консультирование

Социально-педагогическое консультирование — это квалифици­рованная помощь людям, испытывающих различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятель­ности и общения

Основная цель и задача консультирования Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача  консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Консультирование может быть как  индивидуальным , так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств.

Основная цель и задача консультирования

Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении её социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.

Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Консультирование может быть как индивидуальным , так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств.

Основные направления  социально-педагогической деятельности Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:  деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;  деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Основные направления социально-педагогической деятельности

Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:

  • деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;
  • деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Консультативная беседа –  основная форма проведения социально-педагогического консультирования Консультативная беседа  — это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

Консультативная беседа – основная форма проведения социально-педагогического консультирования

Консультативная беседа  — это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

Принципы консультативной беседы  Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту . Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.  Ориентация на ценности и нормы клиента. Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них.  Запрет давать советы. Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема.  Анонимность. Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни.  Разграничения личных и профессиональных отношений , нужно держать дистанцию.  Социальный работник должен иметь отстраненную позицию.  Включенность клиента в процессе консультирования .  Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор.

Принципы консультативной беседы

  • Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту .

Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.

  • Ориентация на ценности и нормы клиента.

Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них.

  • Запрет давать советы.

Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема.

  • Анонимность.

Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни.

  • Разграничения личных и профессиональных отношений , нужно держать дистанцию.

Социальный работник должен иметь отстраненную позицию.

  • Включенность клиента в процессе консультирования .

Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор.

Виды консультативной беседы Дистантное (телефон доверия) консультирование не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке. Контактное (очное) консультирование состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа.

Виды консультативной беседы

Дистантное (телефон доверия) консультирование не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактное (очное) консультирование

состоит в том, что консультант встречается с клиентом и между ними происходит беседа.

Дистантное консультирование  (телефон доверия) Начальный  этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, пре­доставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией; Второй  этап, предполагающий: интеллектуальное овладение ситуацией консультантом, то есть формирование у него понимания проблемы клиента снятие остроты проблемной ситуации с помощью использова­ния следующих терапевтических приемов и средств:  терапия успехами и достижениями;  поиск ресурсов внутри личности;  переформулировка проблемы;  методы рационально-эмотивной терапии;

Дистантное консультирование (телефон доверия)

Начальный  этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, пре­доставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией;

Второй  этап, предполагающий:

  • интеллектуальное овладение ситуацией консультантом, то есть формирование у него понимания проблемы клиента
  • снятие остроты проблемной ситуации с помощью использова­ния следующих терапевтических приемов и средств:
  • терапия успехами и достижениями;
  • поиск ресурсов внутри личности;
  • переформулировка проблемы;
  • методы рационально-эмотивной терапии;
Дистантное консультирование  (телефон доверия) Третий  этап, предполагающий совместное с клиентом плани­рование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации; Четвертый  этап, ориентированный на активную психологиче­скую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и в выполнении намеченных действий.

Дистантное консультирование (телефон доверия)

Третий  этап, предполагающий совместное с клиентом плани­рование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации;

Четвертый  этап, ориентированный на активную психологиче­скую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и в выполнении намеченных действий.

Этапы беседы в социально- психологическом консультировании (очное консультирование)

  • Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. Детальное описание проблемы с точки зрения клиента. Проблемный анализ:
  • Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений. Детальное описание проблемы с точки зрения клиента. Проблемный анализ:
  • Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений.
  • Детальное описание проблемы с точки зрения клиента.
  • Проблемный анализ:

а) актуальные условия существования проблемы

(Какая она здесь и теперь? Какова ситуация? Какие ощущения?);

б) биографические условия появления;

в) ее функциональное значение для клиента

(Зачем? Почему необходима?).

  • Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы. Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни. Завершение консультативной беседы.
  • Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы. Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни. Завершение консультативной беседы.
  • Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы.
  • Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни.
  • Завершение консультативной беседы.
Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений  Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин.   На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия: Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее». После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 - 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. Начать собственно знакомство До начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход

Построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений

Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. 

На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

  • Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета
  • «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
  • После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 - 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
  • Начать собственно знакомство
  • До начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования
  • Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи,
  • После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход
Детальное описание проблемы с точки зрения клиента Длительность данного этапа 15-20 мин при средней продолжительности  консультативной беседы 45 мин — 1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:  Формирование консультативных гипотез .   Эмпатическое слушание.   Принятие концепции клиента на этапе расспроса.   Структурирование беседы. На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию.  2 .  Проверка консультативных гипотез. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей. Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей.

Детальное описание проблемы с точки зрения клиента

Длительность данного этапа 15-20 мин при средней продолжительности

консультативной беседы 45 мин — 1 ч 10 мин.

Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:

  • Формирование консультативных гипотез .
  •   Эмпатическое слушание.
  •   Принятие концепции клиента на этапе расспроса.
  •   Структурирование беседы.

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию.

2 . Проверка консультативных гипотез.

  • Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
  • Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей.

Проблемный анализ Продолжительность этапа – 25-30 минут при средней продолжительности -консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. Проблемный анализ заканчивается, когда гипотеза консультанта становится достаточно ясной и убедительной, когда ее можно просто сформулировать и доходчиво объяснить клиенту.

Проблемный анализ

Продолжительность этапа – 25-30 минут при средней продолжительности -консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

Проблемный анализ заканчивается, когда гипотеза консультанта становится достаточно ясной и убедительной, когда ее можно просто сформулировать и доходчиво объяснить клиенту.

Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы   Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.  Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Идентификация проблемы, выражение целей и плана работы

  Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.

Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения.

Работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни

Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения.

Завершение консультативной беседы   Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. Подведение итогов беседы Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами Прощание консультанта с клиентом.

Завершение консультативной беседы

Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут.

  • Подведение итогов беседы
  • Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами
  • Прощание консультанта с клиентом.
Этические аспекты консультативной беседы Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (школах, центрах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

Этические аспекты консультативной беседы

Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно объективным причинам.

  • Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.
  • Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (школах, центрах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.
  • Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.
Роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования Консультативная беседа  - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы . Помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта дети и подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.   Проводя консультативные беседы педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе.  Таким образом, беседа играет важнейшую роль в социально-педагогическом консультировании детей и подростков группы риска.

Роль консультативной беседы как основной формы социально-педагогического консультирования

Консультативная беседа  - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы .

Помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта дети и подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.  Проводя консультативные беседы педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе. 

Таким образом, беседа играет важнейшую роль в социально-педагогическом консультировании детей и подростков группы риска.

Список использованной литературы Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.: под общ. Ред. Ю.М. Забродин. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2000. - 109 с. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Т.К. Кругловой / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.

Список использованной литературы

  • Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.
  • Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.: под общ. Ред. Ю.М. Забродин. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.
  • Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2000. - 109 с.
  • Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Т.К. Кругловой / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.