СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепит мышечную систему языка, губ, щек;
  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

 

Просмотр содержимого документа
«Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"»

Консультации для родителей



"Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"



Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепит мышечную систему языка, губ, щек;

  • научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

  • подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы выработать у ребенка навыки закрепления, но не более 3-4 упражнений за один раз;

  • каждое упражнение выполнять по 4-5 раз;

  • статистические упражнения выполнять по 5-10 секунд;

  • артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, руки и ного находятся в спокойном положении;

  • ребенок и взрослый во время артикуляционной гимнастики находятся перед настенным зеркалом, взрослый - напротив ребенка.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

  • Расскажите ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

  • Покажите правильное выполнение упражнений.

  • Предложите повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

  • Следите за качеством выполнения ребенком движений.



Традиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата.

1. «Улыбочка».

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

2. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

3. «Хоботок».

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя гуда приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка».

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

7. «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 –4 раза по 5 – 7 секунд.

8. «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

9. «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

10. «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 секунд.



Динамические упражнения

11. «Утиный клювик».

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки».

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

13. «Лошадка».

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

14. «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

15. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

16. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15 – 20 секунд).

17. «Утюжок».

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20 – 25 раз.

18. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

20. «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

21. «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения - 20 секунд.

22. «Мясорубка».

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3 – 4 раза.

23. «Прятки».

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

24. «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

25. «Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперёд как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5 – 5 раз.

26. «Настроение».

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).



Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков:

1) Отработка звуков «С» и «З» – упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.

2) Отработка звука «Ц» – упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.

3) Отработка звуков «Ш» и «Ж» – упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23, 25-27.

4) Отработка звука «Щ» – упражнения 1-4, 9, 15-17, 20, 23, 25-27.

5) Отработка звука «Ч» – упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.

6) Отработка звука «Р» – упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.

7) Отработка звука «Л» – упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.



Нетрадиционные упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата

Помимо упражнений артикуляционной гимнастики, существуют нетрадиционные методы развития мышц артикуляционного аппарата, помогающие ребенку наиболее быстро овладеть навыками правильного произношения.

Вид упражнения:

Упражнения с ШАРИКОМ

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

  • Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

  • Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

  • Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

  • Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

  • Ловить шарик губами и с силой выталкивать, "выплевывая" его.

  • Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

  • Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.



Упражнения с ЛОЖКОЙ

  • Ложка должна быть строго индивидуальна, чисто вымыта.

  • Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

  • Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

  • Ложку держим перед губами, сложенными трубочкой. Выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

  • Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки

  • Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз

  • Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

  • Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно

  • Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

  • Аналогично подталкивать ложку в выпуклую часть

  • Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.



Упражнения для языка С ВОДОЙ

Вода должна быть питьевая, комнатной температуры.

  • "Не расплескай воду". Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

  • "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

  • "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.