Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Россияночка" п. Чернянка Белгородской области"
Консультация на тему:
« Арт-терапия-новый подход
в развитии детей с ОВЗ»
Дефектолог: Петренко А.С.
п. Чернянка, 2020г.
На сегодняшний день не теряет свою актуальность проблема оказания эффективной коррекционно-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. По прежнему не вызывает сомнений необходимость раннего выявления различных нарушений и осуществление адекватного диагностированному состоянию медико-психолого-педагогического воздействия на ребенка. Специалисты оказывают помощь детям с различными нарушениями (ДЦП, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, зрения, нарушениями психического развития, отклонениями в умственном развитии и др.). В том числе оказывается помощь детям с синдромом раннего детского аутизма (РДА) и аутоподобным поведением.
Остановимся на данном заболевании более подробно. Как известно, для детей с РДА характерны качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, что значительно затрудняет общение этих детей с окружающими людьми, и, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации и интеграции в общество. У этих детей отмечается также множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения, ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагрессией, еще большим "уходом в себя" (со стороны может показаться, что ребенок не видит или не слышит).
Нарушения социальных взаимодействий отличают расстройства аутистического спектра от остальных расстройств развития. Человек с аутизмом не способен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека.
Речевое развитие детей с РДА также отличается своеобразием. Темп развития речи неравномерен и асинхронен. Речь не используется (или недостаточно используется) в коммуникативных целях.
Это и является одной из главных проблем, которую необходимо решать специалистам и родителям, ведь успешная социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе вряд ли возможна без умения устанавливать и поддерживать контакты с окружающими. И наиболее остро проблема формирования и развития коммуникативных навыков стоит в отношении детей, у которых нарушение общения является ведущим симптомом - это дети с ранним детским аутизмом.
Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер. Она может осуществляться лишь в особых условиях, с применением специальных методов и средств. В то же время мы помним о положении Л.С. Выготского о том, что творчество является нормой детского развития (Выготский 2003: 237). В многочисленных психологических исследованиях доказана эффективность применения творческих заданий для коррекции проявлений различных нарушений у детей. И ранний детский аутизм в этом смысле не должен быть исключением. Более того, сама специфика этого нарушения, его симптомы подсказывают пути коррекции. У детей с РДА, как известно, развито воображение и творчество, на наш взгляд, просто необходимо лицам данной категории для реализации заложенного природой потенциала в такой форме, чтобы воображение помогало развитию коммуникативных навыков и, в конечном счете, способствовало социальной адаптации. Такой подход возможен, наш взгляд, в условиях использования куклотерапии как наиболее эффективного метода в психокоррекционной работе с детьми с РДА.
Куклотерапия - это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии в работе с данной категорией детей - развитие навыков общения (в т.ч. коммуникативной функции речи), адаптация ребенка в группе сверстников, дальнейшая социализация в обществе.
Данная методика помогает реализовать творческий потенциал детей, поскольку она основана на «подстраивании» педагога к желанию ребенка с аутизмом перевоплощаться в образ героя (куклу).
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь - для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
* коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
* релаксационную - снятие эмоционального напряжения;
* воспитательную - психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
* развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
* обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
В ходе проведения таких занятий решаются коррекционно- воспитательные задачи:
· Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
· Формирование коммуникативных навыков.
· Обогащение представления об окружающем мире.
· Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
· Активизация и развитие речи.
· Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Структура занятия:
1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
2. Разминка. Ее задача - сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
5. Окончание занятия - своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут). При планировании работы, также приходиться учитывать специфику работы с каждым индивидуальным ребенком отдельно.