Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37 компенсирующего вида города Кузнецка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Первой квалификационной категории
МБДОУ ДС № 37 компенсирующего вида
г. Кузнецк,
Пензенская область
Куликова Ирина Юрьевна
Формирование основ музыкальности детей дошкольного возраста, а также развитие их начальной музыкальной культуры и творческих способностей являются основными задачами музыкального воспитания в детском саду, которые решаются через организацию различных видов музыкальной деятельности воспитанников. Традиционными формами приобщения дошкольников к музыке (основными видами музыкальной деятельности) выступают слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музицирование на простейших музыкальных инструментах, сольное и коллективное пение, танцевально-ритмическое движение, театрализованная деятельность и др.
Из всех видов активной музыкальной деятельности, следует выделить музыкально-певческую, способную охватить широкие массы детей.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Многие выдающиеся музыканты, педагоги, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. По словам Н.Г. Чернышевского, пение относится к высшему, совершеннейшему искусству», оно «первоначально и существенно подобно разговору. Н.А. Ветлугина (автор фундаментальный разработок проблемы музыкального воспитания дошкольников) писала: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений». Мы полностью разделяем это убеждение, ведь пение – универсальный вид музыкальный деятельности для дошкольников, т.к. голос ребенка всегда с ним, и поэтому его применение доступно в любое время. Кроме того, ребенка имеет возможность посредством пения выразить свои эмоции, состояния, настроения и желания. И, конечно же, занимаясь певческой деятельностью, дети осваивают музыкальный язык и средства выразительности, формируют основные певческие навыки и умения.
В период дошкольного детства значимо влияние пения на нравственную сферу ребят. Оно выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передается определенное содержание, которое вырабатывает у воспитанников определенное отношение к нему; с другой стороны, пение побуждает переживать настроения и душевные состояния других людей, отраженные в разнохарактерных песнях.
Физиологи П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов установили факты благотворного влияния пения на организм человека: оно помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Правильно поставленное пение не только организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу и т.д.
Специфика пения дошкольников исследовалась отечественными учеными в разных аспектах. Еще в 1940 г. Н.А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой, вокальными и хоровыми навыками (звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем) [3, с. 18-60]. Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте также анализировала А.Д. Воинова .
Особенности развития музыкального слуха, методы и приемы обучения пению, роль упражнений и их систематизация, развитие самостоятельности, творчества в пении, необходимость индивидуально- дифференцированного подхода раскрыты в многочисленных работах Н.А. Ветлугиной и ее учеников (А. Катинене, Р.Т. Зинич, Т.В. Волчанская, А.И. Ходькова, М.Ю. Викат, М.А. Медведева). А. Катинене отмечала, что певческую деятельность можно определить, как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций.
Успешное решение задач музыкально-певческого воспитания дошкольников зависит от содержания этой деятельности, прежде всего, от значимости используемого репертуара, методов и приемов вокальной работы с детьми, оптимальности применяемых форм организации и видов этой деятельности.
Рассмотрим далее общепринятую классификацию видов певческой деятельности дошкольников:
Развитие музыкального восприятия в процессе слушания песен:
слушание песен, не предназначенных для пения;
слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
слушание и исполнение вокальных мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (сенсорных способностей).
Исполнение песен:
пение с сопровождением и без него;
пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инстру-ментах;
пение для сопровождения движений (хороводы).
Пение в музыкально-образовательной деятельности:
пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;
пение и элементарный анализ песен (наиболее яркие выразительные
средства, структура, характер и т.д.).
Песенное творчество:
импровизация;
сочинение мелодий к заданным текстам;
сочинение хороводов по тексту песни.
Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, носят интегративный характер: типичным явлением на музыкальных занятиях в детском саду стали исполнение и слушание песен, пение и упражнения,
слушание песен и песенное творчество и т.д. Разнообразны также формы организации певческой деятельности: в их числе коллективное и индивидуальное пение, самостоятельная певческая деятельность, пение на детских праздниках и развлечениях.
Общей целью музыкального воспитания дошкольников является
развитие у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи певческой деятельности вытекают из этой цели и неразрывно с ней связаны:
Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры
(эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкально-певческой деятельности детей.
Певческий репертуар дошкольников включает в себя упражнения для развития певческого голоса и слуха, а также песни, предназначенные для иных видов музыкальной деятельности (слушания, пения с движениями, игры на музыкальных инструментах с пением, усвоения основ музыкальной грамоты, импровизационного творчества и др.). Репертуар следует подбирать с учетом физических, психических особенностей ребенка, он должен выполнять эстетические, общеобразовательные и воспитательные функции. Важное значение имеют яркая образность песни, доступность для понимания и посильность ее освоения детьми, поэтому при выборе певческого репертуара музыкальному руководителю необходимо проводить тщательный анализ музыки и текста избранной песни.
Отдельно следует сказать о певческих упражнениях. Их основная цель – развитие певческой техники и музыкального слуха. Вокальные упражнения должны использоваться педагогом в определенной системе. Каждое из них имеет определенную узкую задачу (развитие дыхания, дикции, диапазона и др.), но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками осуществлялась системно, необходимо грамотно выстраивать последовательность упражнений, ориентируясь на закономерности развития певческих навыков: дикция и артикуляция, дыхание, звукообразование, расширение диапазона, звуковедение и т.д.
Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны.
Принято выделять три основные группы в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет.
В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом.
Во втором возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В возрасте от 5 до 6 (7) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.
В соответствии с данными характеристиками организуется певческая деятельность детей в ранней, младшей- средней и старшей- подготовительной группах детского сада.
На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки с простыми мелодиями, построенными в диапазоне кварты (ре-соль1) на 2-4 звуках, с ритмическим рисунком; состоящими из четвертных и восьмых длительностей; средними по темпу и силе звучания; предполагающими использование кратковременного дыхания. В основном, пение детей до 3-х лет имеет подражательный характер (подражание/имитация голосов птиц, животных, звуков окружающей действительности, повторяющихся интонации). С их помощью у малышей развивается слух, формируется дикция и артикуляция.
У детей 3-4 лет все еще присутствует неравномерное, короткое дыхание; диапазон пения варьируется в пределах ре-ля первой октавы, не у всех еще развита артикуляция и дикция, у некоторых наблюдаются затруднения в произношении отдельных звуков.
В 4-5 лет диапазон пения расширяется до ре-си первой октавы, дыхание становится более устойчивым, дети способны петь в среднем темпе более протяженные фразы (до двух тактов) и лучше произносят слова. В этом возрасте для них подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности, а певческие упражнения строятся на тексте, посильном для освоения ребятами. В средней группе детского сада продолжается формирование дикции, артикуляции, певческого дыхания, чувства ансамбля. В целях развития слухо- голосовой координации и певческого дыхания предлагаются для разучивания песни, имеющие протяжное звучание.
К 5 годам дети уже могут пользоваться разными типами дыхания (ключичным, грудным, нижнереберным и даже смешанным). Мелодии песен, исполняемых в этом возрасте, становятся более сложными, они звучат в медленном и среднем темпах с тихой и умеренно громкой динамикой.
В 5-6 (7) лет певческий диапазон детей становится значительно шире: в большинстве случаев, он звучит в пределах ре первой – до второй октавы. Дети старшего дошкольного возраста лучше овладевают певческим дыханием,
способны петь более продолжительные фразы в медленном темпе.
В этот период выявляются музыкально одаренные дети, которые опережают своих сверстников в общем и музыкальном развитии. При пении у них обнаруживаются чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.
Детям этого возраста по силам исполнять более разнообразный песенный репертуар. Голоса детей к старшему дошкольному возрасту становятся более подвижными, поэтому в певческом репертуаре появляются произведения различного темпа и динамики. Однако громко петь детям пока не рекомендуется, так как их голосовые связки еще не сформированы окончательно. Самый подходящий для них песенный репертуар включает народные попевки, песни, хороводы, т.к. их мелодии просты и доступны дошкольникам. Кроме того, их можно исполнять без сопровождения. Следовательно, такой репертуар может применяться в различных жизненных ситуациях. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие музыкального слуха, начинают формироваться музыкальные вкусы.
Из вышесказанного следует, что грамотно организованная музыкально-певческая деятельность дошкольников в детском саду приводит к реальным результатам и достижениям в плане общего и музыкального развития детей. Она закладывает основы для их целенаправленного и успешного музыкаль-ного обучения, воспитания и развития на последующих ступенях общего му-зыкального образования.
Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М: Просвещение, 1986.
2. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
3. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
4. Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970.
5. Шоломович С.М., Рудченко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального вос-питания в детском саду. – Киев: Муз. Украина, 1985.