Консультация для педагогов
«ДОКЛАД НА НОВЫЙ ЛАД»
Как подготовить такой доклад, чтобы он запомнился и самому докладчику, и слушателям?
Остановимся на выборе темы доклада. Темы могут быть традиционными и новыми, актуальными в связи с возникшей проблемой. Если вы готовите доклад на традиционную тему, то прежде всего продумайте, о чем хотите рассказать. Обратите внимание на то, что тема известна всем. Следовательно, если вы будете повторять избитые истины, ваше выступление никого не заинтересует. Важно изучить материал по теме, которая хорошо известна, и тот, который, на ваш взгляд, не был достаточно освещен.
Под понятием «доклад» имеется в виду письменное или устное изложение определенного вопроса, а также его обоснование. Существует ряд требований к докладу независимо от того, где вы будете выступать.
Требования к докладу:
• Точность фактического материала, обоснованность выводов.
• Учет адресата (аудитории, к которой обращен доклад). Если вы рассматриваете какую-то психолого-педагогическую проблему, используя психологическую терминологию в большом объеме без каких-либо пояснений, то среднестатистическому слушателю, ваш доклад будет непонятен.
• Освещение проблем, только непосредственно относящихся к теме вашего доклада.
• Логичность рассуждений, деление доклада на смысловые части.
• Достаточная обширность доклада, но не настолько, чтобы утомлять адресата.
• Хороший стиль и легкость восприятия предложенного материала.
• Понятность, наглядность и привлекательность оформления.
Более подробно остановимся на подготовке доклада. От умения грамотно выступать перед аудиторией зависит многoe: с одной стороны, это своего рода репетиция дальнейшей учебной деятельности, а с другой - приобретение профессиональных навыков, так как воспитателю придется выступать перед разной аудиторией: перед группой дошкольников, родителями на родительском собрании, на педагогическом совете в дошкольном учреждении и т.д. Научиться выступать, выбирать интересные проблемы - задача не из легких. Важное место в подготовке доклада имеет та идея, которую докладчик стремится донести до слушателей.
Единство доклада - значит цельность построения доклада. Оно не может быть нарушено введением посторонних вопросов, как бы интересны они ни были сами по себе, или внесением деталей, нарушающих течение мысли. Этого надо стараться избегать.
Рекомендуем начинать доклад таким образом: «Настоящий доклад посвящен следующей проблеме» или: «В своем докладе я рассмотрю следующую тему».
Связность доклада во многом достигается тщательным распределением деталей по основному тексту и точным следованием плану. Именно план дает гарантию, что собранный и проанализированный материал будет изложен наилучшим образом. Доклад отличается связностью, если он разделен на части, которые расположены в логической последовательности.
Пропорциональность требует, чтобы каждой части доклада уделялась соответствующая ее значимости доля внимания и времени.
Пропорциональность доклада неизбежно связана с его объемом. Доклад должен быть достаточно емким, чтобы исчерпать предмет, но не настолько длительным, чтобы утомлять слушателей или читателей.
Краткость - это безусловное преимущество: при всех прочих равных условиях доклад, передающий нужную информацию в краткой, ясной и сжатой форме, имеет больше шансов заинтересовать аудиторию.
Большое значение для подготовки успешного доклада имеет стиль речи, присущий педагогу. Если он обладает литературным, легким стилем, логичен и краток в изложении, подтверждает мысль примерами, в том числе наглядными, то доклад имеет все шансы на успех. Если же воспитатель не знает, как взяться за работу, и считает, что можно скачать из Интернета готовый доклад, это ошибочный путь.
Цель образования - выработать, сформировать методически грамотного педагога, а как этого добиться, если воспитатель не учится самостоятельно готовить доклад на заданную тему?
Доклад должен быть интересен как самому докладчику, так и слушающей аудитории. Даже специальные предметы можно изложить интересно и образно, используя сравнения, аналогии, уникальные факты.
Предлагаем некоторые темы докладов:
1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. В докладе можно рассмотреть не только виды и формы игр для дошкольников, но и изменение отношения к игре в истории педагогики. Рассказ можно сопроводить конкретными примерами, как хрестоматийными, так и собственными, почерпнутыми на педпрактике.
2. Использование синонимов и антонимов в речи дошкольников. Следует начать с объяснения терминов «синонимы», «антонимы». Можно предложить небольшое исследование-наблюдение за группой дошкольников и их умением употреблять синонимы и антонимы в своей речи, а также варианты заданий из методической литературы, которые способствуют приобретению этого умения.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Литературы на эту тему много - важно отобрать действительно ценный материал.
4. Аппликация в младшей дошкольной группе. Следует кратко описать возрастные особенности младших дошкольников, затем более подробно рассмотреть виды аппликаций, характерные для этого возраста. Предложить иллюстративный материал: например, те аппликации, которые сделали дошкольники во время вашей педагогической практики.
5. Психолого-возрастные особенности адаптации детей к дошкольному учреждению. Необходимо проанализировать психологическую, дидактическую, методическую литературу на эту тему и остановиться на особенностях адаптации дошкольников разного возраста.
6. Физическое развитие ребенка дошкольного возраста на занятиях по физкультуре. Не следует анализировать физическое развитие дошкольника в целом, необходимо рассмотреть проблему физического развития именно на занятиях по физкультуре.
7. Особенности восприятия сказочных героев в дошкольном возрасте. Следует обратиться к психологической и методической литературе, исследующей проблемы восприятия литературных героев детьми, раскрыть характерные особенности сказки как жанра и в связи с этим востребованность сказочных героев для развития дошкольника.
8. Развитие мелкой моторики у детей 3~ 4 лет. Необходимо одинаковое внимание уделить двум проблемам: психологическим особенностям детей 3-4 лет (анализ психологической литературы) и особенностям развития мелкой моторики у детей данного возраста (анализ методической литературы).
9. «Картина мира» старшего дошкольника. Во вступлении необходимо раскрыть понятие «картина мира», а в основной части - рассмотреть возрастные психологические особенности старших дошкольников и мира вокруг них.
10. Ребенок и воспитатель: проблемы и пути их решения. Это дискуссионный доклад. Задача - описать проблемы, с которыми сталкиваются воспитатель и дошкольник, и предложить варианты решения данных проблем. Это могут быть собственные выводы, а также мнения известных педагогов-воспитателей, методистов.
Раскрывая тему доклада, оперируйте в первую очередь точкой зрения различных исследователей данной проблемы, а не только своими мнениями и предположениями. В конце доклада следует сделать обоснованные выводы, сконцентрировать внимание слушателей на основных идеях, затронутых в докладе. Доклад на семинаре, педчасе, песовете - это не пересказ какой-либо научной статьи, а микроисследование материала по анализируемой проблеме. Сложность доклада заключается в том, что за короткое время необходимо максимально раскрыть его тему.
Ясность изложения - следствие четкого мышления, основанного на законах логики. Важно также грамотное использование лексических единиц (слов, словосочетаний) в тексте доклада в соответствии с их значениями. Для этого приводим перечень наиболее часто употребляемых в докладе глаголов и их значения, которые необходимо знать воспитателю-докладчику.
Сравните - найдите общее и различия, сделайте вывод о том, какой из сравниваемых объектов наиболее предпочтителен.
Сопоставьте - противопоставьте рассматриваемые объекты для выявления различий между ними.
Критически оцените - составьте собственное суждение о достоинствах той или иной теории (идеи, концепции) или о достоверности фактов, подкрепите его обсуждением имеющихся доказательств или аргументов.
Определите - запишите точное значение слова или фразы; в некоторых случаях необходимо или желательно рассмотреть возможные или часто используемые определения.
Опишите - приведите подробное текстовое или графическое рассмотрение.
Обсудите - исследуйте аргументы «за» и «против», «просеивайте» информацию и оспаривайте ее.
Оцените - дайте оценку ценности рассматриваемого объекта.
Объясните - достигните ясности в вопросе, приведите его различные интерпретации и изложите доводы.
Проиллюстрируйте - используйте рисунки и фотографии для объяснения или уточнения вашей мысли или идеи либо поясните ее конкретными примерами.
Проинтерпретируйте - разъясните значение рассматриваемого вопроса, уточните его. Обычно при этом требуется изложить ваше собственное мнение или суждение.
Наглядности письменного текста способствует умелое использование иллюстраций, примеров, графических материалов. Резюме, таблицы, выводы, разбивка на разделы и параграфы, подчеркивания, шрифтовые выделения - вот некоторые способы обратить особое внимание на центральные, конкретные идеи доклада, которые при этом прочно запечатлеваются в памяти. Целесообразно пользоваться разными шрифтами.
Компьютерный набор докладов должен соответствовать современным стандартам.
Рукописный доклад, содержащий фактические, грамматические, стилистические ошибки, неприемлем! Необходимым условием хорошо подготовленного доклада является умение преподнести проанализированный материал. Важен особый психологический настрой воспитателя, его желание выступать перед аудиторией, степень заинтересованности в докладываемой теме.
Существует ряд приемов, к которым прибегают докладчики на профессиональных конференциях.
Приемы, которых следует избегать:
(даже при подготовке обычного доклада на педагогическом семинаре, педсовете и т.д.)
Данные приемы помогают докладчику скрыть или скрасить методическую слабость доклада либо откровенную неготовность докладчика. Итак, способы самооправдания докладчика и попытки скрыть методическую слабость.
1. Докладчик не готов.
• Заранее призывает слушателей не относиться серьезно к его выступлению («Это скорее не доклад, а некие наметки, мои личные соображения...», «Я вчера долго думал, что бы вам такое рассказать по поводу данной темы» и т.п.).
• Эмоционально жалуется на жизнь, делится своими переживаниями.
Пример. Тема выступления - «Особенности использования театральных постановок в развитии образного восприятия дошкольников». Докладчик (скорбно потупясь). Детская театральная индустрия переживает сейчас трудное время... Детских театров и театральных постановок - море. Как выбрать достойное? Посетить все, что предлагается в афишах. Или есть какие-то иные способы...
• Предупреждает слушателей: «Я хотел бы лишь сформулировать проблемы, решения которых я не знаю... Возможно, коллеги мне помогут - с этой целью я и обращаюсь к вам, профессионалы...» (ход «Пришел за советом»).
Тем самым докладчик облегчает свою задачу: он ставит проблему - пусть предлагают варианты решения сами слушатели.
2. Докладчику очень хочется выступить, но материала нет, выход один: за ночь до выступления кое-как провести исследование, наскоро собрать материал по проблеме.
• Не называет использованные методы и источники данных либо упоминает их вскользь.
Пример. Докладчик. По данным исследования, проведенного в одном из детских садов, 73% старших дошкольников плохо посещают занятия по физкультуре. Уважаемые коллеги! Я сейчас могу провести исследование. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто делает по утрам зарядку. А теперь е, кто хоть раз в своей жизни делал зарядку. А теперь те, кто считает, что зарядку делать не нужно... По результатам исследования, проведенного на одной из педагогических конференций, 24% преподавателей педколледжей и вузов делают зарядку, 60 - не делают, 10 - затруднились ответить на вопрос, менее 6% считают, что делать зарядку не нужно. Опрос в виде пилотажного исследования проводился в Москве.
Увы, пять-шесть опрошенных знакомых плюс данные из прессы и Интернета, достоверность которых не проверяется... Можно ли это назвать исследованием?..
• Заявляет: «Исследование основано на моем личном опыте... Возможно, у кого-то опыт был другой».
• Предупреждает: «Возможно, я не сообщу ничего нового, так как давно не изучал специализированную литературу...».
• Начинает доклад с отрицания самого предмета доклада: «Тема моего выступления - "Как использовать современные мультфильмы в развитии речи дошкольников". Но хочу сразу признаться, что я немного покривил душой: как это делать, я не знаю. На самом деле никто этого не знает...».
3. Докладчик решил «потянуть время» (у него есть материал минуты на три, а доклад нужно растянуть на 10-15 минут).
• Предлагает подискутировать («Пусть слушатели поработают»).
Пример. Докладчик. Тема моего выступления - «Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении». Чтобы лучше представлять себе, как вы понимаете эту тему, в начале доклада я хотел бы провести небольшой опрос. Что такое утренняя гимнастика? Как вы думаете? А вы? Очень интересно! (10 минут убито; слушатели говорят банальности, которые записываются на доске.) А теперь мы поработаем в группах... Разделитесь на команды. Вы пересядьте туда, вы - туда... Поделитесь друг с другом своими представлениями на тему «Зарядка в детском саду». А потом мы вместе нарисуем все это на доске.
• Предлагает посмотреть фильм.
Пример. Докладчик. Давайте для иллюстрации моего доклада посмотрим фрагмент одного старого фильма, который, как мне кажется, очень точно отражает мой основной тезис.
Начинается демонстрация чужого произведения, докладчик скромно сидит в углу, доклад идет, слушатели с удовольствием смотрят на экран... Проходит 10 минут. Еще минут пять можно убить, перематывая взад-вперед видеокассету со словами: «Где-то здесь был весьма любопытный фрагмент... Ага... Или это раньше?.. Да где же это? Сейчас-сейчас...».
4.Риторические приемы
• Банальность мыслей компенсируется артистизмом докладчика: активной жестикуляцией, эффектными паузами, разыгрыванием сценок в лицах (с имитацией речи различных персонажей; изображение «туповатого» студента, который затем «прозревает», и т.п.).
•Банальность компенсируется с помощью ярких, даже экзотических образов.
Докладчик 20 минут рассказывает историю знакомства дошкольников с животными разных континентов и заканчивает доклад фразой: «Давайте же вместе перестанем бояться морских глубин, как та маленькая обезьянка, ибо именно там...».
5. Надсистемные приемы
• Организаторы конференции в программе делают акцент на «то, что будет после» (поездка на теплоходе, сладкий стол, дискотека и т.п.). Доклад пройдет на ура!
Вы познакомились с рядом методических ошибок, которые допускают докладчики, привыкшие к выступлениям по разным поводам. Безусловно, во время подготовки доклада воспитателю нелегко избежать всех ошибок, но их анализ позволит ему избежать проблем во время выступления.
Хорошо сделанный доклад, хорошее устное выступление - это то, чему надо учиться. Лишь немногие из нас являются ораторами от природы, и, предоставленные сами себе, мы вносим в наши выступления путаницу, ненужные подробности и, в конце концов, скуку. Этого можно избежать, если следовать нескольким простым правилам и приемам: не жалеть времени на подготовку! Ваша преподавательская карьера может зависеть от
того, как вы умеете представлять свою работу.
Используемая литература:
Статья Н. МИРОНОВОЙ,
кандидата педагогических наук, доцента
кафедры методики преподавания литературы
МПГУ