СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Доклад на новый лад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дан ответ на вопрос как  подготовить такой доклад, чтобы он запомнился и самому докладчику, и слушателям?

Хорошо сделанный доклад, хорошее устное выступление - это то, чему надо учиться. Лишь немногие из нас являются ораторами от природы, и, предоставленные сами себе, мы вносим в наши выступления путаницу, ненужные подробности и, в кон­це концов, скуку. Этого можно избежать, если следовать нескольким простым пра­вилам и приемам: не жалеть времени на подготовку! Ваша преподавательская карь­ера может зависеть от  того, как вы умеете представлять свою работу.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Доклад на новый лад"»

Консультация для педагогов

«ДОКЛАД НА НОВЫЙ ЛАД»


Как подготовить такой доклад, чтобы он запомнился и самому докладчику, и слушателям?

Остановимся на выборе темы доклада. Темы могут быть традиционными и новыми, актуальными в связи с возникшей проблемой. Если вы готовите доклад на традиционную тему, то прежде всего проду­майте, о чем хотите рассказать. Обратите внимание на то, что тема известна всем. Следовательно, если вы будете повторять избитые истины, ваше выступление никого не заинтересует. Важно изучить материал по теме, которая хорошо известна, и тот, ко­торый, на ваш взгляд, не был достаточно ос­вещен.

Под понятием «доклад» имеется в виду письменное или устное изложение опреде­ленного вопроса, а также его обоснование. Существует ряд требований к докладу не­зависимо от того, где вы будете выступать.

Требования к докладу:

• Точность фактического материала, обоснованность выводов.

• Учет адресата (аудитории, к которой обращен доклад). Если вы рассматриваете какую-то психолого-педагогическую про­блему, используя психологическую терми­нологию в большом объеме без каких-либо пояснений, то среднестатистическому слушателю, ваш доклад будет не­понятен.

• Освещение проблем, только непосред­ственно относящихся к теме вашего доклада.

• Логичность рассуждений, деление до­клада на смысловые части.

• Достаточная обширность доклада, но не настолько, чтобы утомлять адресата.

• Хороший стиль и легкость восприя­тия предложенного материала.

• Понятность, наглядность и привлека­тельность оформления.

Более подробно остановимся на подго­товке доклада. От умения грамотно вы­ступать перед аудиторией зависит многoe: с одной стороны, это своего рода репе­тиция дальнейшей учебной деятельности, а с другой - приобретение профессиональ­ных навыков, так как воспитате­лю придется выступать перед разной ауди­торией: перед группой дошкольников, ро­дителями на родительском собрании, на педагогическом совете в дошкольном уч­реждении и т.д. Научиться выступать, вы­бирать интересные проблемы - задача не из легких. Важное место в подготовке до­клада имеет та идея, которую докладчик стремится донести до слушателей.

Единство доклада - значит цельность по­строения доклада. Оно не может быть нару­шено введением посторонних вопросов, как бы интересны они ни были сами по себе, или внесением деталей, нарушающих тече­ние мысли. Этого надо стараться избегать.

Рекомендуем начинать доклад таким образом: «Настоящий доклад посвящен следующей проблеме» или: «В своем до­кладе я рассмотрю следующую тему».

Связность доклада во многом достига­ется тщательным распределением деталей по основному тексту и точным следовани­ем плану. Именно план дает гарантию, что собранный и проанализированный мате­риал будет изложен наилучшим образом. Доклад отличается связностью, если он разделен на части, которые расположены в логической последовательности.

Пропорциональность требует, чтобы каждой части доклада уделялась соответ­ствующая ее значимости доля внимания и времени.

Пропорциональность доклада неизбеж­но связана с его объемом. Доклад должен быть достаточно емким, чтобы исчерпать предмет, но не настолько длительным, что­бы утомлять слушателей или читателей.

Краткость - это безусловное преимуще­ство: при всех прочих равных условиях до­клад, передающий нужную информацию в краткой, ясной и сжатой форме, имеет больше шансов заинтересовать аудиторию.

Большое значение для подготовки ус­пешного доклада имеет стиль речи, прису­щий педагогу. Если он обладает литера­турным, легким стилем, логичен и краток в изложении, подтверждает мысль приме­рами, в том числе наглядными, то доклад имеет все шансы на успех. Если же воспитатель не знает, как взяться за работу, и считает, что можно скачать из Интернета готовый доклад, это ошибочный путь.

Цель образо­вания - выработать, сформировать мето­дически грамотного педагога, а как этого добиться, если воспитатель не учится са­мостоятельно готовить доклад на задан­ную тему?

Доклад должен быть интересен как са­мому докладчику, так и слушающей ауди­тории. Даже специальные предметы можно изложить интересно и образно, используя сравнения, аналогии, уникальные факты.

Предлагаем некоторые темы докладов:

1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. В докладе можно рассмотреть не только виды и формы игр для дошкольников, но и изменение отноше­ния к игре в истории педагогики. Рассказ можно сопроводить конкретными примера­ми, как хрестоматийными, так и собствен­ными, почерпнутыми на педпрактике.

2. Использование синонимов и антони­мов в речи дошкольников. Следует начать с объяснения терминов «синонимы», «анто­нимы». Можно предложить небольшое ис­следование-наблюдение за группой до­школьников и их умением употреблять си­нонимы и антонимы в своей речи, а также варианты заданий из методической лите­ратуры, которые способствуют приобрете­нию этого умения.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Литературы на эту тему много - важно отобрать действительно ценный материал.

4. Аппликация в младшей дошкольной группе. Следует кратко описать возраст­ные особенности младших дошкольников, затем более подробно рассмотреть виды аппликаций, характерные для этого возра­ста. Предложить иллюстративный матери­ал: например, те аппликации, которые сде­лали дошкольники во время вашей педаго­гической практики.

5. Психолого-возрастные особенности адаптации детей к дошкольному учрежде­нию. Необходимо проанализировать пси­хологическую, дидактическую, методичес­кую литературу на эту тему и остановиться на особенностях адаптации дошкольников разного возраста.

6. Физическое развитие ребенка до­школьного возраста на занятиях по физ­культуре. Не следует анализировать фи­зическое развитие дошкольника в целом, необходимо рассмотреть проблему физи­ческого развития именно на занятиях по физкультуре.

7. Особенности восприятия сказочных ге­роев в дошкольном возрасте. Следует обра­титься к психологической и методической литературе, исследующей проблемы воспри­ятия литературных героев детьми, раскрыть характерные особенности сказки как жанра и в связи с этим востребованность сказочных героев для развития дошкольника.

8. Развитие мелкой моторики у детей 3~ 4 лет. Необходимо одинаковое внимание уделить двум проблемам: психологическим особенностям детей 3-4 лет (анализ психо­логической литературы) и особенностям развития мелкой моторики у детей данного возраста (анализ методической литературы).

9. «Картина мира» старшего дошколь­ника. Во вступлении необходимо раскрыть понятие «картина мира», а в основной части - рассмотреть возрастные психологиче­ские особенности старших дошкольников и мира вокруг них.

10. Ребенок и воспитатель: проблемы и пути их решения. Это дискуссионный до­клад. Задача - описать проблемы, с которы­ми сталкиваются воспитатель и дошколь­ник, и предложить варианты решения дан­ных проблем. Это могут быть собственные выводы, а также мнения известных педаго­гов-воспитателей, методистов.

Раскрывая тему доклада, оперируйте в первую очередь точкой зрения различных исследователей данной проблемы, а не только своими мнениями и предположе­ниями. В конце доклада следует сделать обоснованные выводы, сконцентрировать внимание слушателей на основных идеях, затронутых в докладе. Доклад на семинаре, педчасе, песовете - это не пересказ какой-либо научной ста­тьи, а микроисследование материала по анализируемой проблеме. Сложность до­клада заключается в том, что за короткое время необходимо максимально раскрыть его тему.

Ясность изложения - следствие четкого мышления, основанного на законах логи­ки. Важно также грамотное использование лексических единиц (слов, словосочета­ний) в тексте доклада в соответствии с их значениями. Для этого приводим перечень наиболее часто употребляемых в докладе глаголов и их значения, которые необходи­мо знать воспитателю-докладчику.

Сравните - найдите общее и различия, сделайте вывод о том, какой из сравнивае­мых объектов наиболее предпочтителен.

Сопоставьте - противопоставьте рас­сматриваемые объекты для выявления различий между ними.

Критически оцените - составьте собст­венное суждение о достоинствах той или иной теории (идеи, концепции) или о до­стоверности фактов, подкрепите его об­суждением имеющихся доказательств или аргументов.

Определите - запишите точное значе­ние слова или фразы; в некоторых случаях необходимо или желательно рассмотреть возможные или часто используемые опре­деления.

Опишите - приведите подробное текс­товое или графическое рассмотрение.

Обсудите - исследуйте аргументы «за» и «против», «просеивайте» информацию и оспаривайте ее.

Оцените - дайте оценку ценности рас­сматриваемого объекта.

Объясните - достигните ясности в во­просе, приведите его различные интерпре­тации и изложите доводы.

Проиллюстрируйте - используйте ри­сунки и фотографии для объяснения или уточнения вашей мысли или идеи либо по­ясните ее конкретными примерами.

Проинтерпретируйте - разъясните зна­чение рассматриваемого вопроса, уточните его. Обычно при этом требуется изложить ваше собственное мнение или суждение.

Наглядности письменного текста спо­собствует умелое использование иллюст­раций, примеров, графических материа­лов. Резюме, таблицы, выводы, разбивка на разделы и параграфы, подчеркивания, шрифтовые выделения - вот некоторые способы обратить особое внимание на цен­тральные, конкретные идеи доклада, кото­рые при этом прочно запечатлеваются в памяти. Целесообразно пользоваться раз­ными шрифтами.

Компьютерный набор докладов должен соответствовать совре­менным стандартам.

Рукописный доклад, содержащий фактические, грамматичес­кие, стилистические ошибки, неприемлем! Необходимым условием хорошо подго­товленного доклада является умение пре­поднести проанализированный материал. Важен особый психологический настрой воспитателя, его желание выступать перед ау­диторией, степень заинтересованности в докладываемой теме.

Существует ряд приемов, к которым прибегают докладчики на профессиональ­ных конференциях.

Приемы, которых следует избегать:

(даже при подготовке обычного доклада на педагогическом семинаре, педсовете и т.д.)

Данные приемы помогают докладчику скрыть или скрасить методическую сла­бость доклада либо откровенную него­товность докладчика. Итак, способы са­мооправдания докладчика и попытки скрыть методическую слабость.

1. Докладчик не готов.

• Заранее призывает слушателей не от­носиться серьезно к его выступлению («Это скорее не доклад, а некие наметки, мои личные соображения...», «Я вчера дол­го думал, что бы вам такое рассказать по поводу данной темы» и т.п.).

• Эмоционально жалуется на жизнь, де­лится своими переживаниями.

Пример. Тема выступления - «Особеннос­ти использования театральных постановок в развитии образного восприятия дошкольни­ков». Докладчик (скорбно потупясь). Детская театральная индустрия переживает сейчас трудное время... Детских театров и театраль­ных постановок - море. Как выбрать достой­ное? Посетить все, что предлагается в афи­шах. Или есть какие-то иные способы...

• Предупреждает слушателей: «Я хотел бы лишь сформулировать проблемы, ре­шения которых я не знаю... Возможно, коллеги мне помогут - с этой целью я и об­ращаюсь к вам, профессионалы...» (ход «Пришел за советом»).

Тем самым докладчик облегчает свою за­дачу: он ставит проблему - пусть предлага­ют варианты решения сами слушатели.

2. Докладчику очень хочется высту­пить, но материала нет, выход один: за ночь до выступления кое-как провести ис­следование, наскоро собрать материал по проблеме.

• Не называет использованные методы и источники данных либо упоминает их вскользь.

Пример. Докладчик. По данным иссле­дования, проведенного в одном из детских садов, 73% старших дошкольников плохо посещают занятия по физкультуре. Уважа­емые коллеги! Я сейчас могу провести ис­следование. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто делает по утрам зарядку. А теперь е, кто хоть раз в своей жизни делал заряд­ку. А теперь те, кто считает, что зарядку де­лать не нужно... По результатам исследо­вания, проведенного на одной из педаго­гических конференций, 24% преподавате­лей педколледжей и вузов делают зарядку, 60 - не делают, 10 - затруднились ответить на вопрос, менее 6% считают, что делать за­рядку не нужно. Опрос в виде пилотажно­го исследования проводился в Москве.

Увы, пять-шесть опрошенных знако­мых плюс данные из прессы и Интернета, достоверность которых не проверяется... Можно ли это назвать исследованием?..

• Заявляет: «Исследование основано на моем личном опыте... Возможно, у кого-то опыт был другой».

• Предупреждает: «Возможно, я не со­общу ничего нового, так как давно не изу­чал специализированную литературу...».

• Начинает доклад с отрицания самого предмета доклада: «Тема моего выступления - "Как использовать современные мульт­фильмы в развитии речи дошкольников". Но хочу сразу признаться, что я немного по­кривил душой: как это делать, я не знаю. На самом деле никто этого не знает...».

3. Докладчик решил «потянуть время» (у него есть материал минуты на три, а до­клад нужно растянуть на 10-15 минут).

• Предлагает подискутировать («Пусть слушатели поработают»).

Пример. Докладчик. Тема моего выступ­ления - «Утренняя гимнастика в дошколь­ном учреждении». Чтобы лучше представ­лять себе, как вы понимаете эту тему, в нача­ле доклада я хотел бы провести небольшой опрос. Что такое утренняя гимнастика? Как вы думаете? А вы? Очень интересно! (10 ми­нут убито; слушатели говорят банальности, которые записываются на доске.) А теперь мы поработаем в группах... Разделитесь на команды. Вы пересядьте туда, вы - туда... Поделитесь друг с другом своими представ­лениями на тему «Зарядка в детском саду». А потом мы вместе нарисуем все это на доске.

• Предлагает посмотреть фильм.

Пример. Докладчик. Давайте для иллю­страции моего доклада посмотрим фраг­мент одного старого фильма, который, как мне кажется, очень точно отражает мой ос­новной тезис.

Начинается демонстрация чужого про­изведения, докладчик скромно сидит в углу, доклад идет, слушатели с удовольстви­ем смотрят на экран... Проходит 10 минут. Еще минут пять можно убить, перематы­вая взад-вперед видеокассету со словами: «Где-то здесь был весьма любопытный фрагмент... Ага... Или это раньше?.. Да где же это? Сейчас-сейчас...».

4.Риторические приемы

• Банальность мыслей компенсируется артистизмом докладчика: активной жести­куляцией, эффектными паузами, разыгры­ванием сценок в лицах (с имитацией речи различных персонажей; изображение «ту­поватого» студента, который затем «про­зревает», и т.п.).

•Банальность компенсируется с по­мощью ярких, даже экзотических образов.

Докладчик 20 минут рассказывает исто­рию знакомства дошкольников с живот­ными разных континентов и заканчивает доклад фразой: «Давайте же вместе пере­станем бояться морских глубин, как та ма­ленькая обезьянка, ибо именно там...».

5. Надсистемные приемы

• Организаторы конференции в про­грамме делают акцент на «то, что будет по­сле» (поездка на теплоходе, сладкий стол, дискотека и т.п.). Доклад пройдет на ура!

Вы познакомились с рядом методичес­ких ошибок, которые допускают докладчики, привыкшие к вы­ступлениям по разным поводам. Безуслов­но, во время подготовки доклада воспитателю нелегко избежать всех ошибок, но их ана­лиз позволит ему избежать проблем во время выступления.

Хорошо сделанный доклад, хорошее устное выступление - это то, чему надо учиться. Лишь немногие из нас являются ораторами от природы, и, предоставленные сами себе, мы вносим в наши выступления путаницу, ненужные подробности и, в кон­це концов, скуку. Этого можно избежать, если следовать нескольким простым пра­вилам и приемам: не жалеть времени на подготовку! Ваша преподавательская карь­ера может зависеть от

того, как вы умеете представлять свою работу.






Используемая литература:


Статья Н. МИРОНОВОЙ,

кандидата педагогических наук, доцента

кафедры методики преподавания литературы

МПГУ