Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ "Чем отличается работа логопеда на логопункте от работы на комбинированной группе для детей с ТНР"»
Взаимосвязь логопеда и воспитателя.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированного вида во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждой недели указана лексическая тема (список составляет логопед на учебный год), примерный лексикон по каждой изучаемой теме (в Программе), основные цели и задачи коррекционной работы. В "Тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя" учитель-логопед перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь, а также еженедельные и/или ежедневные задания логопеда воспитателю, включающие следующие разделы: — логопедические пятиминутки; — подвижные игры и пальчиковая гимнастика; — индивидуальная работа; — рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 - 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Желательно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
3.5. Организация образовательной деятельности.
Учебный год в группе комбинированного вида МКДОУ начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III период – март, апрель, май. Отбор детей для проведения работы в логопедическом кабинете по оказанию речевой коррекционной помощи осуществляется на основании обследования речи детей, которое проводится учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) В сентябре всеми специалистами МКДОУ проводится углубленная диагностика развития детей, сбор анамнеза, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей МКДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. На каждого ребенка, с которым будет проводится коррекционная работа учитель-логопед составляет речевую карту, индивидуальный план работы. С первого октября начинается организованная образовательная деятельность в соответствии с утвержденным планом работы. Составление плана работы на следующий период и обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Заведующая МКДОУ утверждает план работ группы в начале каждого периода работы. Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника. В логопедических группах логопедом проводится подгрупповая и индивидуальная работа с детьми в основном в первой половине дня, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня (соответственно циклограммы работы учителя-логопеда). Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий в логопедическом кабинете определяется учителем-логопедом в зависимости от уровня речевого развития детей. На занятия отводится от 15 до 30 минут в зависимости от вида занятия и индивидуальных особенностей детей. Индивидуальные занятия в логопедическом кабинете проводятся 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. По сравнению с массовыми группами продолжительность организованной образовательной деятельности в комбинированной группе сокращается. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке этой группы больше видов работы с детьми; в комбинированной группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо. В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в группе комбинированного вида устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы. Логопед свои занятия не проводит. Предпочтения отдается прогулкам, спортивны и подвижным играм, спортивным праздникам, занятиям на свежем воздухе, экскурсиям. В связи с тем, что в группе комбинированного вида МКДОУ проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, воспитатели данной группы восполняют время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и обеспечивают более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.