Консультация для воспитателей Опыты со звуками
Составила:
Музыкальный руководитель
Березенко Ю.Г.
Что такое звук ? Скажи !
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук , попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Что такое звук?
Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.
Для того, чтоб ребёнку разобраться и понять всё о звуке, необходимо проводить опыты со звуком начиная с младшей группы дошкольного возраста. В процессе опытов, дети узнают: откуда появляется звук, как распространяются звуковые волны, откуда возникает эхо, узнают причины усиления и ослабления звука, выявляют особенности передачи звука. А также учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации со звуками природы ( шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение птиц - постукиванием по хрустальному стаканчику и т.п.)
Детям очень важно различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды и т.д., а так же, чтобы научиться правильно читать и писать, поэтому все опыты со звуком проводимые с детьми разного возраста оказывают положительный эффект на формирование ЗКР.
Также значение всех экспериментов со звуком неоспоримо для интеллектуального развития детей – они концентрируют внимание, активизируют память, способствуют развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка.
Вся деятельность опытов со звуком, должна носить игровой, занимательный характер.
Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
Младшая группа
Музыка или шум? Цели: Побуждать детей различать музыкальные и шумовые звуки и определять происхождение звука. Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, кубики, коробочки со «звуками» ( наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.). Ход: Дети рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые ) называют их, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них . Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку . Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка . Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке ( нет ); как назвать то, что получится ( шум ). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему ( нет, так как разные предметы «шумят» по-разному ). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Что звучит? Цель: Побуждать детей определять предмет по издаваемому звуку. Материалы и оборудование: карандаш, бумага, емкость с водой, стакан. Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки ( шелест листьев, скачет лошадка и т.д. ). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев ( прошуршать бумагой ). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).
Средняя группа
Почему все звучит?
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука:
колебание предметов.
Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:
— рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» ( если линейку не трогать, она не издает звук ). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают — возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой ( она дрожит, колеблется ). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук ( он прекращается );
— рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать ( подергать, сделать так, чтобы струна дрожала ) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом);
-- лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали ( звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание ) . Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);
— дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй — проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки — прекратить колебание предмета).
Откуда берется голос?
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи.
Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход: Взрослый предлагает детям «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом . Повторить эти слова так, чтобы услышали все . Выяснить, что для этого сделали ( сказали громким голосом ); откуда выходили громкие звуки (из горлышка ) . Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит ); когда говорили шепотом ( дрожания нет ) .
Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи ( голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали )
Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче ( дернуть посильнее — звук усилится ). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить ( если дернуть сильно за нить, она порвется ). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
Старшая группа
Как распространяется звук?
Цель: Побуждать детей понять, как распространяются звуковые волны.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки;
глубокая емкость с водой.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку ).
Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался ( услышал 3 удара, их звуки передались по воде ).
Где живет эхо?
Цель: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материалы и оборудование: Пустая банка, ведра пластмассовые , кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их) . Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате ). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может.
Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо ( да, звуки повторяются ). Затем заполняют емкости тканью , веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае ( нет, эхо исчезло ). Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью — нет?
Играют с мячом: отбивают его от пола, от стены; от кресла, от ковра . Замечают, как скачет мячик ( хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы) . Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха .
( звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).
Как сделать звук громче?
Цель: Содействовать выявлению детьми причины усиления звука .
Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук) . Звук очень тихий, слабый .
Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула ), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (к олебания ), стал ли звук громче (звук усилился ), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор ). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод : команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
Коробочка с секретом
Цель: Выявить причины ослабления звука .
Материалы и оборудование: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.
Ход: Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий — металл; звук шуршащий — крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Звук стал глуше, тише, неопределеннее .
Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким — подушкой, одеялом и т.п.)
Подготовительная к школе группа
Звуки в воде
Цель: Выявить особенности передачи звука на расстояние ( звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, камешки.
Ход: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий:
бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости.
Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты.
Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.
Спичечный телефон
Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
Материалы и оборудование: Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.
Ход: Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже , поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нитке, к коробку (палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания). Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой — «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается).
Почему комар пищит, а шмель жужжит
Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков
( частота звука ).
Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой
и размером зубьев.
Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля — низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный» .
Спасибо за внимание!