СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов ДОУ : Развивающий диалог в образовательной программе"От рождения до школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОУ : Развивающий диалог в образовательной программе"От рождения до школы"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ : Развивающий диалог в образовательной программе"От рождения до школы"»



























Консультация для воспитателей МБДОУ д/с № 15

Подготовила Канашова Е.Н.



октябрь

2021 г.


Способствовать

повышению уровня ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

по вопросам развития творческого, продуктивного, диалектического

мышления дошкольников посредством применения ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА.

РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ –

как компонент ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ




Развивающий диалог это обсуждение детьми проблемной

(противоречивой,

парадоксальной) ситуации, в результате которой появляются новые идеи и ставятся новые задачи.


ИМЕННО В РАЗВИВАЮЩЕМ ДИАЛОГЕ РОЖДАЕТСЯ НОВОЕ

СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ.

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос,

на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет».

Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ПЕДАГОГОМ?




















ДИАЛОГ

РАЗГОВОР ДВУХ РАВНЫХ

«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве»

Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ


НЕРАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ

РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ

  • «Угадывание»

правильного ответа по тому, как взрослый задал вопрос.

  • Активно включаются в

диалог.

  • Стремление ответить правильно, страх ошибиться.

  • Выражают своё мнение,

не зная «правильное» оно

или нет.


ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА




НЕРАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ

РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ

  • Инструктирует.

  • Интерпретирует.

  • Педагог – носитель го- тового знания.

  • Педагог – дирижёр,

«слышит голос ребёнка».


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
  • Проблемная ситуация;

  • Дети активно включаются в диалог:

Дети задают вопросы;

Дети поддерживают беседу;

Детям интересно мнение других;

Проявляют своё отношение к сказанному;

Высказывают своё мнение;

Дети аргументируют своё мнение.

  • Использование новых слов;

  • Появляются суждения.

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ?


Педагог – модератор:

  • Ставит проблему;

  • С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;

  • Не прерывает и не торопит детей;

  • Не даёт готовых ответов;

  • Использует противоречия;

  • Аргументирует свой ответ.

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ?

Педагог – модератор:


    • Старается не упустить ни

одного ребёнка;

    • Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).

    • Должен помочь ребёнку

сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ?
  • Интересы и потребности детей;

  • Опыт;

  • Возраст;

  • Индивидуальные особенности детей;

  • Текущие события в группе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.

  • Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

  • Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.

  • Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

  • Обеспечение

эмоционального комфорта.

КАК ПОСТАВИТЬ ПРОБЛЕМУ?

ПРОБЛЕМА – это то, что мешает нам действовать, это препятствие, стопор замедлитель скорости.

Но что, если именно в этом её действии и

заключается её сущность и интерес?















ПРОБЛЕМАТИЗИРОВАТЬ не значит

выдумывать проблему, это означает сформулировать уже имеющуюся.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ДИАЛОГ НЕ возникнет, если НЕТ Проблемы,

цепляющей ребёнка и заставляющий задуматься.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ















ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА



НЕ ДАВАЙТЕ ГОТОВЫХ ОТВЕТОВ


ПОКАЗЫВАЙТЕ ДЕТЯМ, ЧТО ВСЕ ИХ ИДЕИ И

ГИПОТЕЗЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ


РЕЗЮМИРУЙТЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ТО, ЧТО БЫЛО СКАЗАНО, НАЗЫВАЯ ДЕТЕЙ ПО ИМЕНАМ



ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕТЯМ САМИМ ОБСУДИТЬ, ЧТО

ПРОИЗОШЛО
















ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ



ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА



















  • Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми).

  • Содержание диалога переходит на новый уровень:

    • охвачено большинство детей;

    • проявляют своё отношение к сказанному;

    • высказывают своё мнение и аргументируют его.

  • Возникает диалог между детьми.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

Как изобразить движение?

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Мы одинаковые или разные?

НОРМАТВОРЧЕСТВО

Всегда ли нужно делиться своими игрушками?

СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Как мы поздравим наших мам на 8 марта?

ФИЛОСОФСКОЕ

Что такое счастье?

Как рождаются мысли?

СТРУКТУРА

РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА

1. Проблемная ситуация



  • Обсуждение проблемы

  • Высказывания детьми своего отношения к проблемной

ситуации

2.


3.




  • Анализ высказываний

  • Структурирование ответов детей

4.


5.


  • Формулирование гипотезы (возможное решение

проблемы)

6.


  • Проверка гипотезы и выводы

7.

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА









ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЕСТИ РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ?