Консультация для воспитателей МБДОУ д/с № 15
Подготовила Канашова Е.Н.
октябрь
2021 г.

Способствовать
повышению уровня ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
по вопросам развития творческого, продуктивного, диалектического
мышления дошкольников посредством применения
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА.

РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ –
как компонент ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной
(противоречивой,
парадоксальной) ситуации, в результате которой появляются новые идеи и ставятся новые задачи.
ИМЕННО В РАЗВИВАЮЩЕМ ДИАЛОГЕ РОЖДАЕТСЯ НОВОЕ
СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ.
Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос,
на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет».
Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ПЕДАГОГОМ?
ДИАЛОГ –
РАЗГОВОР ДВУХ РАВНЫХ
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве»
Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
НЕРАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ | РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ |
правильного ответа по тому, как взрослый задал вопрос. | диалог. |
Стремление ответить правильно, страх ошибиться. | не зная «правильное» оно или нет. |
ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА
НЕРАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ | РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ |
| |
| «слышит голос ребёнка». |

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Дети задают вопросы;
Дети поддерживают беседу;
Детям интересно мнение других;
Проявляют своё отношение к сказанному;
Высказывают своё мнение;
Дети аргументируют своё мнение.

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ?
Педагог – модератор:
Ставит проблему;
С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
Не прерывает и не торопит детей;
Не даёт готовых ответов;
Использует противоречия;
Аргументирует свой ответ.

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ?
Педагог – модератор:
Старается не упустить ни
одного ребёнка;
сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ?
Интересы и потребности детей;
Опыт;
Возраст;
Индивидуальные особенности детей;
Текущие события в группе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.
Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Обеспечение
эмоционального комфорта.

КАК ПОСТАВИТЬ ПРОБЛЕМУ?
ПРОБЛЕМА – это то, что мешает нам действовать, это препятствие, стопор замедлитель скорости.
Но что, если именно в этом её действии и
заключается её сущность и интерес?
ПРОБЛЕМАТИЗИРОВАТЬ – не значит
выдумывать проблему, это означает сформулировать уже имеющуюся.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ДИАЛОГ НЕ возникнет, если НЕТ Проблемы,
цепляющей ребёнка и заставляющий задуматься.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА
НЕ ДАВАЙТЕ ГОТОВЫХ ОТВЕТОВ
ПОКАЗЫВАЙТЕ ДЕТЯМ, ЧТО ВСЕ ИХ ИДЕИ И
ГИПОТЕЗЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ
РЕЗЮМИРУЙТЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ТО, ЧТО БЫЛО СКАЗАНО, НАЗЫВАЯ ДЕТЕЙ ПО ИМЕНАМ
ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕТЯМ САМИМ ОБСУДИТЬ, ЧТО
ПРОИЗОШЛО

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми).
Содержание диалога переходит на новый уровень:
охвачено большинство детей;
проявляют своё отношение к сказанному;
высказывают своё мнение и аргументируют его.
Возникает диалог между детьми.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ |
Как изобразить движение? |
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ |
Мы одинаковые или разные? |
НОРМАТВОРЧЕСТВО |
Всегда ли нужно делиться своими игрушками? |
СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
Как мы поздравим наших мам на 8 марта? |
ФИЛОСОФСКОЕ |
Что такое счастье? |
Как рождаются мысли? |
СТРУКТУРА
РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
1. •Проблемная ситуация
ситуации
2.
3.
4.
5.
проблемы)
6.
7.

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ВЕСТИ РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ?