СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов ДОУ "Роль воспитателя на музыкальном занятии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ "Роль воспитателя на музыкальном занятии"»

Роль воспитателя в музыкальном занятии.

Организованная образовательная деятельность по музыкальному развитию – это художественно-педагогический процесс, способствующий формированию музыкальности ребенка, его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, речи, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Воспитывая ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но без активной помощи воспитателя, продуктивность музыкальных занятий будет снижена.

Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, перед ООД получает консультацию от музыкального руководителя.

Наши музыкальные руководители используют 2 формы работы с воспитателями:

1.Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели.

На данных консультациях музыкальный руководитель

- знакомит с задачами предстоящих занятий,

- проверяет как воспитатель исполняет детские песни, пляски;

- продумывают формы индивидуальной работы с детьми;

- продумывают музыкальный материал, который воспитатель может использовать в режимных моментах, ООД;

- беседуют об активности воспитателя на муз. занятиях.

2.Групповые консультации:

*Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на музыкальных инструментах)

*Составление сцен праздника

*Обдумывание сюрпризных моментов

*Обсуждение различных вопросов

*Совершенствование знаний в области музыкальной грамоты


Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель при проведении ООД.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.

Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

Структура типового занятия:

1. Музыкально - ритмические движения в виде упражнений.

2. Слушание музыки.

3. Пение, включающее: распевание, разучивание песен, пение, работа над выразительностью пения

4. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.

5. Игра на д.м.и.

6. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).

Структура занятия гибкая, видоизменяется в зависимости от возраста детей, содержания и особенностей материала.

В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель предлагает точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, т.к. эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

Во второй части при слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как нужно слушать музыку, когда это необходимо, делает замечание, следит за дисциплиной.

Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

Во втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.

На третьем этапе разучивания (на 5-6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель не поёт, т.к. задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь воспитателя необходима.

При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает муз. Руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребёнком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми, у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно.

В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.