Консультация для педагогов: «Формирование правильной осанки у дошкольников»
Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем. Осанка формируется с самого раннего детства. Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека.
К числу важнейших причин у современных детей часто наблюдаются нарушения осанки, следует отнести:
1. высокий процент рождаемости ослабленных детей,
2. сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки, чтобы в у ребенка не возникли многочисленные проблемы. Меры профилактики включают в себя следующее:
Полноценное питание
Режим дня
Подбор мебели с учетом роста ребенка
Правильно подобранный матрац и подушка для сна ребенка
Формирование привычки правильно сидеть
Умение следить за своей осанкой и походкой
Достаточная двигательная активность и физические упражнения на укрепление мышечной системы; профилактика плоскостопия
Воспитатели нашего детского сада следят за осанкой детей во всех режимных моментах: во время приема пищи, во время занятий, игр, в тихий час. С детьми проводят беседы о важности правильной осанки у человека, развивают у малышей чувство самоконтроля за своим телом: сидя, стоя, во время ходьбы, бега.
С этой целью мы включаем в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий следующие упражнения:
«стоя у зеркала»
«у вертикальной стены»
«с предметами на голове»
«на равновесие и балансирование»: стойка на одной ноге, по бревну…
Я хочу предоставить вам несколько видов упражнений для правильной осанки.
Положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение;
стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть;
поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок;
ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук;
принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук;
приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной;
наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках;
из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке;
вися на гимнастической стенке;
ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени;
приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.
Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра –
«Едим в гости»
Садимся на стульчики и поехали 1 вижу домик – кто в нем живет? – Котик – как он говорит? Как умеет ползать? Лапку – тянет; спину прогибает; играет с мячиком (клубочком), а как умеет охотиться? Попрощались. Отправляемся дальше – 2 полянка Бабочки- летают; жучки бегают – перевернулся жук на спине; гусеница ползет; лягушка скачет. – Прощаемся и отправляемся назад домой. И постоянно обращаем внимание на осанку.
В дальнейшем можно сидеть на полу по кругу, держа спину прямо, выполнять массаж спины рельсы – «поезд» и также делать остановки на разных станциях….
Ежедневно в детском саду воспитателями в гимнастику после сна включаются упражнения по профилактике нарушений осанки.
Педагогами проводятся регулярные консультации для родителей по вопросам физического развития детей.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
Литература:
1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1986.
3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
4. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.
5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.