Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»
Консультация для педагогов
"Игры на развитие слоговой структуры слова
у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Учитель - логопед: Пыркова Н.Б.
Юрга, 2024 год
Сегодня поговорим о нарушении слоговой структуры слова. Что это такое? А это то, что вы часто слышите у детей трехлетнего возраста.
Нарушения последовательности слогов в слове: перестановка слогов в слове («деворе» – дерево); перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).
В возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно в малознакомых словах.
Но при речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Сегодня мы не будем говорить о причинах нарушения слоговой структуры слова. Я предложу Вам ряд игр, в которые можно поиграть.
Этапы работы над слоговой структурой слова
подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки; (Ориентировка в собственном теле, ориентировка в трехмерном пространстве, ориентировка по схемам)
развитие временно-пространственной ориентировки;
развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Направления работы:
Совершенствование движений общей моторики
Совершенствование мелкой моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие чувства темпа
Формирование чувства ритма
Коррекционный этап
Выделяются следующие уровни:
уровень гласных звуков;
уровень слогов;
уровень слов;
уровень коротких предложений;
уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Сейчас мы выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши. и. т. д.
Ритмическая игра: «Дятел»
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.
Долбит дятел в лесу сук раздаётся!! ,
Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,
Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,
и. т. д.! ! !;! !;!! !;! .
Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.
Игра на воспроизведение заданного ритма на слух «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки. Взрослый напевает:
Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел.
За спиной у ребенка стучат в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Игры для работы со словом
Игра «Слоговые домики» (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
Игра «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова
в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
Работа должна вестись систематически в непринужденной игровой форме. И только тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей позволит получить положительный результат в роботе по формированию слоговой структуры слова.