КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Инструментарии для оценки индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с РАС.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Направленное психологическое и педагогическое обследование детей с аутизмом, чаще всего, затруднено в связи с тем, что они не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, не следуют инструкциям. Поэтому, особенно в начале диагностики надо стараться более детально присматриваться к тем особенностям ребенка, которые можно увидеть, не вступая в прямой контакт. На этом этапе важнее всего - уметь наблюдать и делать из этих наблюдений выводы.
К параметрам, на которые следует ориентироваться, при определении состояние ребенка (прежде всего как комфортного или дискомфортного) относятся следующие:
- мышечный тонус;
- мимика;
- поза ребенка, его движение в пространстве (например, стереотипный бег или свободное передвижение, дистанция, напряженность-расслабленность движений);
- визуальный контакт со взрослыми и детьми;
- частота и виды проявлений стереотипий;
- характеристики голоса (высота, тембр, напряженность, устойчивость);
- вербальная продукция (стереотипные выкрики как вид аутостимуляции, изменение вербальной активности, комментирование, обращенная речь, эхолалия, фонографизм и др.);
- какими признаками характеризуется поведение ребенка в процессе диагностики;
- положительное эмоциональное отношение к предлагаемым взрослым играм и упражнениям.
Результаты данных наблюдений заносятся в ИОМ.
Педагогу важно понимать, что при начальном установлении контакта даже аутичный ребенок с полевым поведением имеет право на выбор, на принятие решения (например, быть или не быть в комнате, слушать или не слушать комментарий взрослою, какую дистанцию выбрать в контакте со взрослым и т.д.).
Основная трудность – повышенная пресыщаемость ребенка. Необходимо, чтобы периоды контакта, направленного действия ребенка сменялись периодами отдыха до наступления пресыщения. Постепенное увеличение продолжительности периодов целенаправленной работы – постепенное снижение пресыщаемости.
Дидактическое упражнение «КТО ЭТО?»
Цель: задание направлено на выявление у ребенка умения откликаться на свое имя (жестом, движением, поворотом головы), узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест, проявлять положительную реакцию на социальные контакты.
Материал: зеркало во весь рост ребенка.
Проведение обследования: педагог зовет ребенка по имени и фиксирует реакцию ребенка. Затем подводит его и ставит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (взрослый с помощью указательного жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Усложнение: в дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка откликаться на свое имя (жестом, движением, поворотом головы), узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест, проявлять положительную реакцию на социальные контакты.
Дидактическое упражнение «СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ САД»
Цель: задание направлено на выявление у ребенка:
- позитивной эмоциональной реакции на знакомое окружение (мама, папа, бабушка, дедушка, педагоги, дети);
- умения понимать и выполнять инструкции «дай», «возьми», «покажи», узнавать себя на индивидуальных и групповых фотографиях.
Материал: фотографии членов семьи.
Проведение обследования: педагог предлагает задания
«Покажи папу и маму, бабушку, дедушку», «Дай фотографию мамы (папы, бабушки, дедушки)», «Возьми фотографию мамы (папы, бабушки, дедушки)».
В группе предлагает ребенку «Покажи тетю Свету», «Возьми мяч», «Дай мяч Кате», «Покажи Сашу».
Педагог показывает ребенку его фотографию: «Это Антон». На других фотографиях просит показать себя: «Где Антон? Покажи. Вот Антон.»
Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка ориентироваться на лицо и глаза (взгляд) взрослого, устанавливать с ним зрительный контакт, понимать и выполнять инструкции, узнавать себя и людей из близкого окружения на фотографиях.
Дидактическое упражнение «ПРИШЛА КУКЛА В ГОСТИ»
Цель: задание направлено на выявление у ребенка:
- умения использовать жесты, обозначающие согласие и несогласие, приветствие, прощание для взаимодействия;
- сформированности элементарных навыков вежливого обращения: спокойно здороваться, прощаться, обращаться с просьбой, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста» или соответствующую карточку.
Материал: кукла с корзинкой, игрушки.
Проведение обследования: педагог предлагает задание:
«К нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайся с куклой привет-привет. Ты хочешь поиграть с куклой? Кукла уходит, попрощайся пока-пока».
Усложнение: «Попроси у куклы мячик. Что нужно сказать кукле? Скажи «пожалуйста». Кукла дает мяч. Что нужно сказать? Скажи «спасибо».
Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка использовать жесты или слова (карточки), выражая согласие или несогласие, приветствуя, прощаясь, обращаясь с просьбой.
Дидактическое упражнение «ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: задание направлено на выявление у ребенка умения показывать и называть части тела, идентифицировать себя и куклу по полу: я-мальчик, я-девочка.
Материал: по 2 одинаковых куклы: мальчик и девочка с мягкими руками и ногами.
Проведение обследования: педагог предлагает задание
1.Показать ребенку куклу и предложить с ней поиграть, повторяя движения педагога. Прочитать стихотворение и выполнить движения в соответствии с его текстом.
Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)
Где же наши ручки?
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши)
Где же, где же
Наши ножки? (закройте коленки руками)
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки,
Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)
Игру можно продолжать, спрятав по очереди другие части тела или лица.
- Где у Саши (Маши) ручки?
2.Показать ребенка две куклы.
-Это кукла-мальчик Саша. Это кукла-девочка Маша.
- Ты мальчик (девочка)?
Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка имитировать игровые движения взрослого с куклой, показывать и называть части тела у себя и куклы, идентифицировать себя и куклу по полу.
Дидактическое упражнение «ПАРОВОЗИК»
Цель: задание направлено на выявление у ребенка:
- умения ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, имитировать движения взрослого;
- способности проявлять положительную реакцию на социальные контакты;
- эмоционально положительной реакции на сверстника и желания включаться в совместные действия с ним;
- способности понимать одобрительную оценку со стороны окружающих людей.
Материал: отсутствует.
Проведение обследования: проводится с 2—3 детьми. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс» и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Педагог, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка имитировать игровые движения взрослого, откликаться на свое имя, действовать по показу и словестной инструкции; способность проявлять положительную реакцию на социальные контакты; умение имитировать движения взрослого; эмоционально положительная реакция на сверстника и желания включаться в совместные действия с ним; способность понимать одобрительную оценку со стороны окружающих людей.
Дидактическое упражнение «ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ»
Цель: задание направлено на выявление у ребенка:
- умения подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером, проявлять положительную реакцию на социальные контакты;
- понимание одобрительной оценки со стороны окружающих людей.
Материал: отсутствуют.
Проведение обследования: взрослый находится напротив ребенка, показывает поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с ладонями ребенка, при этом произносится потешка:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером, проявлять положительную реакцию на социальные контакты, понимать одобрительную оценку со стороны окружающих людей.
Важно помнить, что целью социализации является предоставление ребенку возможности быть социально успешным со своими сверстниками в естественной среде. Когда дети с РАС станут взрослыми, качество их жизни будет зависеть в большей мере не от учебных навыков, а от социального функционирования в мире. Поэтому важно выявить уровень сформированности в естественной среде следующих умений и навыков:
- умение сообщать движениями, жестами, мимикой о своем эмоциональном состоянии, о собственных желаниях и потребностях вербально или невербально, выполнять знакомые действия без помощи взрослого, проявлять самостоятельность, участвовать в совместных подвижных играх с правилами, контролировать собственные поведенческие проявления и эмоциональные реакции, переживать и сопереживать, чередовать свои действия с действиями других, регулировать свои действия согласно указаний взрослого;
- проявления потребности в общении и взаимодействии с взрослыми и детьми, спокойного (терпимого) отношения к изменениям в окружающей среде, адекватных форм поведения и адекватных способов взаимодействия в повседневной жизни, способности к самоконтролю и саморегуляции, чувства адекватной дистанции (свой – чужой), радости при достижениях в совместной деятельности;
- понимания эмоционального состояние другого человека;
- использование вербальных и невербальных средств коммуникации и соответствующих им мимики и жестов;
- стремления получить положительную оценку и понимание негативной оценки.