СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инструментарии для оценки индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с РАС. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инструментарии для оценки индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с РАС. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Инструментарии для оценки индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с РАС.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направленное психологическое и педагогическое обследование детей с аутизмом, чаще всего, затруднено в связи с тем, что они не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, не следуют инструкциям. Поэтому, особенно в начале диагностики надо стараться более детально присматриваться к тем особенностям ребенка, которые можно увидеть, не вступая в прямой контакт. На этом этапе важнее всего - уметь наблюдать и делать из этих наблюдений выводы.

К параметрам, на которые следует ориентироваться, при определении состояние ребенка (прежде всего как комфортного или дискомфортного) относятся следующие:

- мышечный тонус;

- мимика;

- поза ребенка, его движение в пространстве (например, стереотипный бег или свободное передвижение, дистанция, напряженность-расслабленность движений);

- визуальный контакт со взрослыми и детьми;

- частота и виды проявлений стереотипий;

- характеристики голоса (высота, тембр, напряженность, устойчивость);

- вербальная продукция (стереотипные выкрики как вид аутостимуляции, изменение вербальной активности, комментирование, обращенная речь, эхолалия, фонографизм и др.);

- какими признаками характеризуется поведение ребенка в процессе диагностики;

- положительное эмоциональное отношение к предлагаемым взрослым играм и упражнениям.

Результаты данных наблюдений заносятся в ИОМ.

Педагогу важно понимать, что при начальном установлении контакта даже аутичный ребенок с полевым поведением имеет право на выбор, на принятие решения (например, быть или не быть в комнате, слушать или не слушать комментарий взрослою, какую дистанцию выбрать в контакте со взрослым и т.д.).

Основная трудность – повышенная пресыщаемость ребенка. Необходимо, чтобы периоды контакта, направленного действия ребенка сменялись периодами отдыха до наступления пресыщения. Постепенное увеличение продолжительности периодов целенаправленной работы – постепенное снижение пресыщаемости.

  1. Дидактическое упражнение «КТО ЭТО?»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка умения откликаться на свое имя (жестом, движением, поворотом головы), узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест, проявлять положительную реакцию на социальные контакты.

Материал: зеркало во весь рост ребенка.

Проведение обследования: педагог зовет ребенка по имени и фиксирует реакцию ребенка. Затем подводит его и ставит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (взрослый с помощью указательного жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Усложнение: в дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка откликаться на свое имя (жестом, движением, поворотом головы), узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест, проявлять положительную реакцию на социальные контакты.

  1. Дидактическое упражнение «СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ САД»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка:

- позитивной эмоциональной реакции на знакомое окружение (мама, папа, бабушка, дедушка, педагоги, дети);

- умения понимать и выполнять инструкции «дай», «возьми», «покажи», узнавать себя на индивидуальных и групповых фотографиях.

Материал: фотографии членов семьи.

Проведение обследования: педагог предлагает задания

  1. «Покажи папу и маму, бабушку, дедушку», «Дай фотографию мамы (папы, бабушки, дедушки)», «Возьми фотографию мамы (папы, бабушки, дедушки)».

  2. В группе предлагает ребенку «Покажи тетю Свету», «Возьми мяч», «Дай мяч Кате», «Покажи Сашу».

  3. Педагог показывает ребенку его фотографию: «Это Антон». На других фотографиях просит показать себя: «Где Антон? Покажи. Вот Антон.»

Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка ориентироваться на лицо и глаза (взгляд) взрослого, устанавливать с ним зрительный контакт, понимать и выполнять инструкции, узнавать себя и людей из близкого окружения на фотографиях.

  1. Дидактическое упражнение «ПРИШЛА КУКЛА В ГОСТИ»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка:

- умения использовать жесты, обозначающие согласие и несогласие, приветствие, прощание для взаимодействия;

- сформированности элементарных навыков вежливого обращения: спокойно здороваться, прощаться, обращаться с просьбой, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста» или соответствующую карточку.

Материал: кукла с корзинкой, игрушки.

Проведение обследования: педагог предлагает задание:

«К нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайся с куклой привет-привет. Ты хочешь поиграть с куклой? Кукла уходит, попрощайся пока-пока».

Усложнение: «Попроси у куклы мячик. Что нужно сказать кукле? Скажи «пожалуйста». Кукла дает мяч. Что нужно сказать? Скажи «спасибо».

Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка использовать жесты или слова (карточки), выражая согласие или несогласие, приветствуя, прощаясь, обращаясь с просьбой.

  1. Дидактическое упражнение «ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка умения показывать и называть части тела, идентифицировать себя и куклу по полу: я-мальчик, я-девочка.

Материал: по 2 одинаковых куклы: мальчик и девочка с мягкими руками и ногами.

Проведение обследования: педагог предлагает задание

1.Показать ребенку куклу и предложить с ней поиграть, повторяя движения педагога. Прочитать стихотворение и выполнить движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши)

Где же, где же

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно продолжать, спрятав по очереди другие части тела или лица.

- Где у Саши (Маши) ручки?

2.Показать ребенка две куклы.

-Это кукла-мальчик Саша. Это кукла-девочка Маша.

- Ты мальчик (девочка)?

Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка имитировать игровые движения взрослого с куклой, показывать и называть части тела у себя и куклы, идентифицировать себя и куклу по полу.

  1. Дидактическое упражнение «ПАРОВОЗИК»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка:

- умения ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, имитировать движения взрослого;

- способности проявлять положительную реакцию на социальные контакты;

- эмоционально положительной реакции на сверстника и желания включаться в совместные действия с ним;

- способности понимать одобрительную оценку со стороны окружающих людей.

Материал: отсутствует.

Проведение обследования: проводится с 2—3 детьми. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс» и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Педагог, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка имитировать игровые движения взрослого, откликаться на свое имя, действовать по показу и словестной инструкции; способность проявлять положительную реакцию на социальные контакты; умение имитировать движения взрослого; эмоционально положительная реакция на сверстника и желания включаться в совместные действия с ним; способность понимать одобрительную оценку со стороны окружающих людей.

  1. Дидактическое упражнение «ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ»

Цель: задание направлено на выявление у ребенка:

- умения подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером, проявлять положительную реакцию на социальные контакты;

- понимание одобрительной оценки со стороны окружающих людей.

Материал: отсутствуют.

Проведение обследования: взрослый находится напротив ребенка, показывает поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с ладонями ребенка, при этом произносится потешка:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Фиксируются: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу, самостоятельно); умение ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером, проявлять положительную реакцию на социальные контакты, понимать одобрительную оценку со стороны окружающих людей.

Важно помнить, что целью социализации является предоставление ребенку возможности быть социально успешным со своими сверстниками в естественной среде. Когда дети с РАС станут взрослыми, качество их жизни будет зависеть в большей мере не от учебных навыков, а от социального функционирования в мире. Поэтому важно выявить уровень сформированности в естественной среде следующих умений и навыков:

- умение сообщать движениями, жестами, мимикой о своем эмоциональном состоянии, о собственных желаниях и потребностях вербально или невербально, выполнять знакомые действия без помощи взрослого, проявлять самостоятельность, участвовать в совместных подвижных играх с правилами, контролировать собственные поведенческие проявления и эмоциональные реакции, переживать и сопереживать, чередовать свои действия с действиями других, регулировать свои действия согласно указаний взрослого;

- проявления потребности в общении и взаимодействии с взрослыми и детьми, спокойного (терпимого) отношения к изменениям в окружающей среде, адекватных форм поведения и адекватных способов взаимодействия в повседневной жизни, способности к самоконтролю и саморегуляции, чувства адекватной дистанции (свой – чужой), радости при достижениях в совместной деятельности;

- понимания эмоционального состояние другого человека;

- использование вербальных и невербальных средств коммуникации и соответствующих им мимики и жестов;

- стремления получить положительную оценку и понимание негативной оценки.