Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 общеразвивающего вида» города Магнитогорска.
Консультация для педагогов на тему: «Использование игр народов Южного Урала для двигательной активности детей раннего возраста»
Выполнила: воспитатель
Ходакова Ирина
Александровна
Народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша.
С учётом демографических данных на Южном Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители русской, башкирской и татарской национальности.
В рамках реализации региональной образовательной программы "Наш дом - Южный Урал" игры народов Южного Урала необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессе.
У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Игра помогает решению следующих задач:
- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
- расширяем и обогащаем игровые действия детей;
- развиваем двигательную активность;
- укрепляем здоровье детей;
В народных подвижных и словесных играх жителей Южного Урала много общего. Все игры различных народов служат средством воспитания, учат выносливости, ловкости, развивают реакцию и смекалку. Также вызывают интерес к людям других национальностей и их обычаям, являются средством забавы и потехи. Все народные подвижные и словесные игры относятся к играм с правилами, которые учат основам дисциплинированности и ответственности. Многие игры имеют введение или вступление в виде считалок, закличек, которые развивают память, мыслительные реакции. Некоторые игры связаны с народными праздниками (Масленица, Сабантуй, Навруз и т. д.) и служат средством развлечения и забавы.
Многие народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок физпаузах, динамических минутах, на занятиях физической культурой.
Классификация народных игр.
По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.
1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;
2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;
3) По характеру использования двигательных реакций:
на развитие ловкости движений; на развитие
быстроты реакции; на
развитие глазомера; на развитие ритмичности;
4) По характеру проявления психических
качеств: на развитие внимания; на развитие
различных видов памяти (слуховая, зрительная,
моторная); на развитие мыслительных реакций
и творческого воображения; на развитие речи.
Особенности организации
народных подвижных игр.
- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
- При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили
- Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. .
- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.
- Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
- Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
- В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
- Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности.
- Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.
В раннем возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные. Начинать в младших группах возможно с использования, в основном, русских народных игр, привязывая к идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др., подвижные игры «Большие ноги шли по дороге», «У медведя во бору», «Зайцы и волк» и др.
Подборка игр народов Южного Урала
для детей раннего возраста.
Русская народная, подвижная игра
«Маленькие ножки — большие ноги»
Цель: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.
Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю.
Большие ноги.
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ.
Игра "Платочек"
Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.
Вот какой у меня платочек,
Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает) ,
Всем ребятам Катеньку покажу (показывает) .
Вот - вот, вот как Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует).
Веселее, Катенька, попляши,
Мы похлопаем от души.
Русская народная игра-забава (словесная)
Цель: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.
Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
Им гулять давно пора.
Русская народная игра-забава «Ладушки-ладушки»
Цель: вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить детей.
Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю.
Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Где же вы бывали?
Что же вы видали?
Рылись мы в песочке,
Клали пирожочки,
Так, так, так да вот так,
Клали пирожочки.
Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Так, так, так да вот так,
Ладушки поспали.
Ладушки вставали,
Ладушки играли,
Так, так, так да вот так,
Ладушки играли.
Хоровод - игра "Ай, гугу! "
Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
«Ласточка и пчелы».
Ласточка сидит в гнезде, пчелки летают по лугу и поют:
Пчелки летают, медок собирают.
Зум – зум – зум!
Ласточка отвечает:
Ласточка встанет,
Пчелок поймает!
Ласточка бежит и старается запятнать пчелок.
«Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Список использованной литературы:
1. «Наш дом – Южный Урал» (Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики)/ Челябинск: «Взгляд», 2005 г. – 239 с.
2. Подвижные игры народов Урала / Под ред. Толстиковой О. В. - Екатеринбург: ИРРО., - 2009., - 14с.
3. М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» / Москва, «Айрис-пресс», 2004 г.