СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Капризы, упрямство и способы их преодоления"»

« Капризы, упрямство и способы их преодоления» Презентацию подготовила Юкалова Марина Викторовна

« Капризы, упрямство и способы их преодоления»

Презентацию подготовила

Юкалова Марина Викторовна

Актуальность работы заключается в том, что капризы - одна из основных форм негативных поведенческих проявлений ребенка в наиболее важные периоды его физического и психического развития.

Актуальность работы заключается в том, что капризы - одна из основных форм негативных поведенческих проявлений ребенка в наиболее важные периоды его физического и психического развития.

Цель исследования: -установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их преодолению. Задачи исследования: Определить сущность капризов и упрямства.  - Изучить причины возникновения неустойчивого поведения. Выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства. Объект исследования: детские капризы и упрямство. Предмет исследования: причины и процесс протекания капризов и упрямства у дошкольников, меры по их преодолению.

Цель исследования:

-установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их преодолению.

Задачи исследования:

  • Определить сущность капризов и упрямства. - Изучить причины возникновения неустойчивого поведения.
  • Выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.

Объект исследования: детские капризы и упрямство.

Предмет исследования: причины и процесс протекания капризов и упрямства у дошкольников, меры по их преодолению.

Капризы детские –  особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. А.Л. Венгер

Капризы детские –  особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании.

А.Л. Венгер

Изученность проблемы

Иван Михайлович Сеченов

- Объяснял что формирование капризного поведения ребенка тем, что в процессе развития конкретных представлений ребенок приобретает способность и возможность получать удовольствие от целого образа, формы, "с представлениями о них у него всегда ассоциируются наслаждения во всех сферах чувств, поэтому неслучайно детей называют эгоистами".

Лев Сергеевич Выготский

-рассматривал проявление капризности в контексте проблематики возрастных кризисов.

Альфред Адлер

- определяющее значение в формировании личности ребенка придавал семье и окружающим его людям. Фактор социального окружения особо подчеркивался Адлером, так как ребенок появляется на свет не с готовой сложившейся структурой личности, но лишь с ее зачатками, которые будут развиваться в течение всей жизни. Неразвитость чувства общности провоцирует асоциальный стиль поведения и жизни, становится причиной детских капризов.

Анри Валлон

считал, что дети не могут нормально и полноценно развиваться вне социальной сферы, которая оказывает определяющее влияние на становление личности.

Каприз детей - это не дело природы; это дело дурного воспитания... У вашего воспитанника будут только те капризы, которым вы его научите; справедливость требует, чтобы вы несли сами и наказание за свои ошибки.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАПРИЗОВ Основная причина возникновения капризов у ребёнка – осознание, что в этом мире существую запреты и нежелание с ними смириться, в результате чего возникает своеобразный эмоциональный конфликт. Неудовлетворительное состояние здоровья Различные виды нарушения воспитания в семье  Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не знает слова

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАПРИЗОВ

Основная причина возникновения капризов у ребёнка – осознание, что в этом мире существую запреты и нежелание с ними смириться, в результате чего возникает своеобразный эмоциональный конфликт.

  • Неудовлетворительное состояние здоровья
  • Различные виды нарушения воспитания в семье

Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не знает слова "нельзя". Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест.

Гипопротекция Ребенок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что "так жить нельзя". Родители запрещают ребенку капризничать, он протестует против запрещения протеста – и этот замкнутый круг.

  • Возрастной кризис
  • Перестройка отношений
  • Симптом внутрисемейной дисгармонии.
  • Иногда за капризы принимают что-то другое. Например, вполне закономерное исследование реакций родителей. Или стремление к самостоятельности. Или признание автономии.
УПРЯМСТВО Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести… У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.

УПРЯМСТВО

Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести…

У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.

Изученность проблемы

Константин Дмитриевич Ушинский

- считал, что упрямство само по себе зародиться не может. Душе человека свойственно врожденное стремление к деятельности. Деятельность – это преодоление препятствий, где нет стремлений, нет и деятельности. Для того чтобы преодолеть препятствия необходима определенная сила, выражающаяся в настойчивости, упорстве, целеустремленности. На первый взгляд упрямство сходно с настойчивостью и твердостью характера. Но сходство это внешнее, по существу упрямство и настойчивость противоположны друг другу.

Островская Людмила Федосеева

К.Д Ушинский писал, что «стремление души к самостоятельной деятельности под влиянием внешних обстоятельств может извратиться в упрямство».

- считает, что упрямство – это отрицательная реакция на требования, действия взрослых.

Кряжева Надежда Леонидовна

Островская Л.Ф. пишет, что к трем, пяти годам ребенок упрям, поскольку проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить.

  • определяет упрямство, как отрицательную реакцию ребенка на требования, действия взрослых. У самых маленьких детей это может выражаться в нежелательной настойчивости.

Она считает, что разобраться в причинах упрямства – значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Она считала. что крайней степенью упрямства является негативизм- защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностью субъекта. А меньшей степенью проявления упрямства являются капризы.

ВИДЫ ПРОЯВЛЕНИЯ УПРЯМСТВА 1. Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей; 2. Настойчивое желание выразить свое собственное мнение; 3. Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых; 4. Уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.

ВИДЫ ПРОЯВЛЕНИЯ УПРЯМСТВА

1. Пассивный протест (обида, молчание) и активный протест (возмущение) против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей;

2. Настойчивое желание выразить свое собственное мнение;

3. Нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых;

4. Уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРЯМСТВА

К.Д. Ушинский в своих работах выделяет следующие причины упрямства:

1. Чрезмерное самолюбие - человек понимает разумность требований, видит свою ошибку, но не хочет сознаться в ней, не готов уступить и признать свою неправоту.

2. Большую роль в проявлении упрямства играет чувство недоверия, нелюбви (возможно и ненависти) к тому, кому необходимо уступить, - это уже упорство, очень вредный вид упрямства, легко развивающийся в злобу.

3. Часто скрытой причиной упрямства бывает врожденное человеку чувство права (или равноправности), сопровождаемое ложным или верным представлением.

4. Часто чрезмерная настойчивость желаний есть прямое следствие раздражения нервной системы, которое, «будучи вызвано препятствием, действует уже потом само по себе в данном направлении, хотя самый предмет желаний, закрываемый этим препятствием, перестал уже привлекать душу.

Также причинами возникновения упрямства могут послужить:

- Постоянные конфликты между родителями (напряженная обстановка в семье).

- Требования беспрекословного послушания.

- Перестановка семейных ролей (бабушка - мама, мама – папа, папа устраняется от воспитания или его нет вообще).

МЕТОДЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У ДЕТЕЙ 1. Десять «НЕ». 2. Предъявляйте разумные требования. 3. Установить ограничения и не отступать от них. 4) Такт общения. 5) Терпение. 6) Твердость позиции. 7) Сопротивление ребенка можно уменьшить если двигаться с его эмоциональным потоком, а не против него. 8) Игнорируйте ребенка во время каприза.

МЕТОДЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У ДЕТЕЙ

1. Десять «НЕ».

2. Предъявляйте разумные требования.

3. Установить ограничения и не отступать от них.

4) Такт общения.

5) Терпение.

6) Твердость позиции.

7) Сопротивление ребенка можно уменьшить если двигаться с его эмоциональным потоком, а не против него.

8) Игнорируйте ребенка во время каприза.

Заключение На основе проанализированной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, каждый ребенок по своему воспринимает окружающий его мир, поэтому причины неустойчивого поведения различны Цели, поставленные нами в начале работы, достигнуты, задачи работы реализованы. Можно сделать вывод о том, что капризы детей представляют собой демонстративный характер, лишенный четкого обоснования и видимой пользы. Упрямство – нерациональная настойчивость поведения детей при котором они неконструктивно игнорируют отказ выполнять требования.

Заключение

На основе проанализированной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, каждый ребенок по своему воспринимает окружающий его мир, поэтому причины неустойчивого поведения различны

Цели, поставленные нами в начале работы, достигнуты, задачи работы реализованы.

Можно сделать вывод о том, что капризы детей представляют собой демонстративный характер, лишенный четкого обоснования и видимой пользы. Упрямство – нерациональная настойчивость поведения детей при котором они неконструктивно игнорируют отказ выполнять требования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ