СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Методические приемы развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлены рекомендации для педагогов "Методические приемы развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения".

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Методические приемы развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения"»



Консультация для педагогов

«Методические приемы развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения»
















Подготовила:

Учитель-дефектолог Пичугина М.А.







Рекомендации подготовлены

на основе учебно-методического пособия для педагогов

авторов Г.В. Никулиной, Л.В. Фомичевой «Охраняем и развиваем зрение»


Основным средством управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения является обучение его способам видения. В процессе специального обучения педагог использует все общедидактические методы: на­глядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет педагогу решить те или иные задачи обучения. Так, на начальном этапе обучения, когда ребенок приобретает первоначальные знания и умения, ведущим является наглядный метод, а на этапе обобщения имеющихся знаний и умений ведущим методом является словесный. Однако эффективность коррекционно-педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных методов в комплексе.

Специфика использования методов обусловливается тем, что развивать зрительное восприятие можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции. Поэтому после определения ведущего метода решения той или иной дидактической задачи педагогу необходимо «увязать» его использование с обязательной зрительной деятельностью детей. На практике это достигается за счет включения в коррекционные занятия заданий типа «подбери такую же картинку», «узнай предмет по описанию, покажи его» и другие.

Таким образом, специфика использования общедидактических методов в процессе целенаправленного развития зрительного восприятия заключается в том, что обязательным компонентом каждого дидактического метода является тот или иной прием практического метода.

Рассмотрим некоторые методические приемы, которые может использовать педагог в коррекционно-педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения.

В наглядном методе можно выделить ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им.


Приемы демонстрации объекта восприятия:

  • демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом;

  • последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей;

  • выделение объекта восприятия из множества или же его части из целого при помощи указки, графических средств, контрастности фона демонстрации для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течение продолжительного времени.


Приемы наглядного метода, направленного на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств:

  • показ последовательности рассматривания объекта по схеме: целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;

  • показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, плавное последовательное выделение деталей объектов сравнения);

  • выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее быстро узнаваем;

  • ознакомление детей с алгоритмом восприятия.


В своей деятельности педагог использует наглядный дидактический материал, который помогает ему полнее решить поставленные задачи программы по развитию зрительного восприятия.

К приемам словесной наглядности, направленным на иллюстрацию программного материала по развитию зрительного восприятия, следует отнести чтение педагогом стихотворений, потешек, описательных загадок и т. д. перед или по ходу выполнения детьми заданий. Кроме этого к приемам словесной наглядности относится образец описания того или иного предмета, его свойств и качеств.

Словесный метод в педагогической работе по развитию зрительного восприятия выполняет те же функции, что и в общей методике обучения младших школьников. Прежде всего, слово, обращенное к детям, должно уточнять непосредственное восприятие детей. Поэтому показ, демонстрация объектов обязательно сопровождаются пояснением. Для того чтобы дети добились результатов в своей практической или зрительной деятельности, педагог четко, доступно, эмоционально объясняет ход выполнения задания, уточняет варианты тех или иных способов действия.

Довольно часто на занятиях по развитию зрительного восприятия педагог пользуется инструкцией как приемом словесного метода. Инструкция используется тогда, когда дети в основном представляют содержание своей деятельности. В этом случае развернутого объяснения не требуется, а достаточно лишь нескольких словесных установок на характер и ход задания, предваряющих его выполнение.

Для формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира, особенно когда педагог выявляет и уточняет имеющиеся знания, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям, применяется один из основных приемов словесного метода — беседа. Используя этот прием на занятиях по развитию зрительного восприятия, педагог должен помнить, что беседа не должна занимать основную часть занятия (иначе теряется его направленность), она лишь способствует активизации познавательной деятельности и мотивации последующего восприятия.

В качестве приемов обучения широко используются и вопросы к детям. С их помощью проверяются знания детей. Вопросы следует задавать так, чтобы они предполагали размышления: дети должны сравнивать между собой объекты восприятия, устанавливать причинно-следственные связи.

По ходу выполнения задания педагог дает указания, направляя отдельными словами или словосочетаниями мыслительную, зрительную или внешнюю практическую деятельность детей. К указаниям можно отнести следующие реплики: «докажи», «подумай», «сравни это», «рассмотри», «посмотри внимательнее», «следи глазами за указкой» и т. д.

В процессе обучения часто используется и такой методический прием, как словесный диктант.

К практическому методу следует отнести и организацию различных видов зрительной, умственной, внешней практической деятельности детей. Организует эту деятельность педагог с помощью конкретных заданий, предлагаемых детям.

Содержанием этих заданий являются задачи, предъявляющие жесткие требования к восприятию. Психологи к таким задачам относят, во-первых, практические задачи, требую­щие специфического учета тех или иных свойств и отношений предметов, и, во-вторых, задачи познавательные, предусматривающие необходимость качественной и количественной характеристики этих свойств и отношений. Основными задачами на восприятие являются поиск, обнаружение, различение, индентификация и отражение объективной природы, внешних свойств и отношений предметов. Такие задачи и составляют основное содержание заданий в процессе развития зрительного восприятия.

Следует также отметить, что в практической деятельности педагог, как правило, предлагает детям задания в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.