Методика проведения утренней гимнастики для всех возрастных групп
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня и проводится ежедневно перед завтраком.
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, который настраивает и заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь день. В процессе утренней гимнастики необходимо правильно обеспечить физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Выполнить моторную плотность, общую продолжительность утренней гимнастики. В первой младшей группе длительность утренней гимнастики составляет 4-5 минут, во второй младшей- 5-6 минут, в средней -6-8 минут, в старшей -8-10 минут, в подготовительной -10-12 минут.
Цель утренней гимнастики:
-формирование и совершенствование двигательных навыков
-сохранение и укрепление здоровья ребенка
-пробуждение организма ребенка для нормальной жизнедеятельности
Задачи утренней гимнастики
Во время утренней гимнастики решаются следующие задачи:
1) Оздоровительная:
• «разбудить организм»;
• настроить его на рабочий лад;
2) Образовательная:
• развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).
3) Воспитательная:
• развитие организованности, дисциплинированности
Структура утренней гимнастики:
Как любое физкультурное мероприятие утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
1. Вводная часть:
Организует внимание детей, подготавливает организм к выполнению упражнений. В неё включают: построения, строевые упражнения разные виды ходьбы, бега, прыжков.
2. Основная часть: Входят ОРУ для всех групп мышц сверху вниз.
Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два ( к концу года через центр парами.
Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами).
Заключительная часть: Восстановление пульса и дыхания .Дети младшего и среднего возраста выполняют бег или прыжки переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.
Гимнастика требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро, живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.
Пример комплекса утренней гимнастики в старшей группе с предметом(мягкие гимнастические палки)
Приложение
Построение в одну шеренгу. Приветствие.
Поворот направо. В обход по залу налево шагом (один круг).
Участники берут по одной гимнастической палке, будем выполнять комплекс разминки с мягкой гимнастической палкой.
Ходьба руки вверх на носках.
Ходьба руки вперед с палками на пятках.
Бег, руки с палкой перед грудью.
Ходьба с восстановлением дыхания.
Перестроение в колонну по 4, через центр зала.
Комплекс ОРУ с мягкими гимнастическими палками:
1. «Руки вверх-вниз»
И.п.- ш.с. руки с палкой внизу
1 - руки вверх, встали на носки
2 - и.п.
3-4 – то же. 5-6 раз
2. «Наклоны»
И.п. – ш.с. руки с палкой вперед
1 – наклон вправо
2 – и.п.
3-4 – то же влево. 5-6 раз
3. «Приседания»
И.п. – у.с. руки с палкой вниз
1-присесть, руки вперед
2. – и.п.
3-4 – то же. 5-6 раз
4. «Прыжки»
И.п. – у.с. палка лежит на полу
1 – перепрыгнуть через палку на двух ногах
2 – поворот кругом
3-4 – то же. 5-6 раз
5. Упражнения на восстановление дыхания: поднять руки вверх с палкой - вдох, опустить руки с палкой вниз – выдох. 3-4 раза
11. Построение в одну шеренгу. Деление на 2 команды. Два капитана выбираю себе команду по одному человеку.
Эстафета.
1. Бег с тремя мячами в руках.
2. Катание 2-х баскетбольных мячей , огибая метку и обратно.
3. Полоса препятствий из домиков, заборчика и дуги.