СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: «Методы и приемы оказания педагогической помощи семьям детей, неохваченными дошкольным образованием»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Методы и приемы оказания педагогической помощи семьям детей, неохваченными дошкольным образованием»»

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей. Проблема состоит в том, что ДОУ заявляя о родителях, как полноправных субъектах образовательного процесса, зачастую не имеют достаточно эффективных механизмов для реализации этого тезиса в практической деятельности.

 Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации признана необходимость обеспечения  равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу из разных социальных групп и слоев населения. Поэтому, задачей   дошкольного учреждения является создание необходимой среды для обеспечения развития личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его готовности к обучению в школе.

Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно важно в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Концептуальной основой развития ДОУ как социально-педагогической системы, является работа с родителями, как модель инновационного образовательного учреждения. Целостность инновационной педагогической системы заключается в том, что все её компоненты служат общей цели, а их взаимодействие  - это важнейший путь развития этой системы.

В Концепции ДОУ обоснованно выдвигаются две ведущие цели: удовлетворение запросов родителей на образование их детей и повышение качества дошкольного образования. Именно путем удовлетворения образовательных запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка, используя все возможности социума, дошкольное образовательное учреждение, как социокультурный центр, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.

Цель работы с семьями, не охваченными дошкольным воспитанием:

Ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи молодым семьям.

Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей дошкольного возраста консультированием их родителей в области предшкольного образования и совместными мероприятиями.

Обеспечение равных стартовых  возможностей  детей при поступлении в школу, развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование у него готовности к систематическому  обучению в школе.

Задачи:

  • Обеспечение содержательного взаимодействия ребенка и родителей, заключающееся в их совместной деятельности;

  • Ранняя и безболезненная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ;

  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи, заключающееся с одной стороны, в повышении психолого-педагогических знаний родителей, с другой – в обеспечении развития детей на профессиональной основе.

  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста и их родителей;

  • Укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;

  • Формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

В основе концепции ДОУ лежит возможность:

  • формирования здоровья детей на основе комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья детей;

  • гармоничного, разностороннего современного образования детей, их ориентации на творческое развитие и самореализацию с учётом индивидуальных возможностей;

  • педагогического взаимодействия с родителями, ориентации их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнёрские взаимоотношения с педагогами и ребёнком;

  • профессионального совершенствования всех участников образовательного процесса на основе общности ценностно-смысловой позиции (воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов службы сопровождения, медицинских  работников, родителей);

Для выработки целей, задач и содержания работы с семьей концептуальное значение имеют основные принципы построения образовательного и воспитательного процесса:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода - учет особенностей каждой семьи: индивидуальных особенностей характера, темперамента, работоспособности, уровня развития психических процессов, а также способности и потребности  каждого ребенка.  

 2. Принцип систематичности и последовательности - систематическое формирование  у родителей навыков психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, последовательное обогащение знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни.

3. Принцип доступности, учитывая психофизиологические  особенности и индивидуальные различия родителей, их интересы, уровень воспитанности, а также жизненный опыт.

4. Принцип целостности - реализация в полной мере  вышеперечисленных принципов, что педагогически целесообразно и эффективно.  

5. Принцип единства  семейного и общественного воспитания – важнейшее  социально-педагогическое условие, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка.

Предварительная работа с семьями, в которых дети не посещают дошкольные учреждения:

  • изучение социума,

  • выявление неорганизованных детей,

  • посещение семей на дому,

  • индивидуальные беседы с родителями по необходимости,

  • изучение запросов родителей по подготовке детей к школе.

Работа с семьями неохваченных дошкольным воспитанием детей ведется по различным направлениям:

  • маркетинговая и рекламная деятельность;

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • коррекционная помощь детям;

  • деятельность по программе воспитания и обучения в детском   саду;

  • работа по сохранению и укреплению здоровья детей;

Методы и формы, используемые  при работе с семьями, не охваченными дошкольным воспитанием.

      Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; социальный патронаж; опора на положительный пример; игра; соревнование, контроль.

Традиционные формы работы с родителями:

● Родительские собрания

● Конференции

● Индивидуальные консультации педагога или социального педагога

● Посещения на дому

Нетрадиционные формы работы с родителями :

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Мастер-классы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения


Заключение

Организация взаимодействия детского сада и семьи дошкольника осуществляется с целью создания условий для полноценного развития и социализации личности ребенка.

Семья, родители нуждаются в педагогической помощи с целью повышения воспитательного потенциала семьи, что в свою очередь, обусловливает необходимость разработки инновационных технологий и методик взаимодействия детского сада и семьи.

Для контроля эффективности проведенной коррекционно-развивающей и просветительской работы по работе с семьями, не охваченными дошкольным воспитанием, использованы методы наблюдения, опрос педагогов, детей, родителей, а также диагностика  родительского отношения.