СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему: "Методы стимулирования: поощрение и наказание".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным. Эти методы принадлежат к числу воспитательных средств, которые не должны применяться повседневно и на каждом шагу.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: "Методы стимулирования: поощрение и наказание".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9."














Выступление на педагогическом совете школы

«Формы и методы воспитательной работы».

Тема выступления: «Методы стимулирования: поощрение и наказание».









Подготовил:

Педагог-психолог

МБОУ ЛСОШ №9

С.В.Крылова.













г. Луховицы

Московская область.

15 Марта 2019г.

Методы стимулирования: поощрение и наказание.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у человека имеется сильная мотивация. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.

Я хочу остановиться подробнее на таких методах стимулирования, как поощрение и наказание.

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным. Эти методы принадлежат к числу воспитательных средств, которые не должны применяться повседневно и на каждом шагу. Неоспорим тот факт, что зачастую они используются или не совсем правильно, или недостаточно продуманно. Следовательно, в лучшем случае, они не принесут желаемого эффекта в педагогическом смысле, а в худшем могут привести к непоправимой ошибке, за которую ребенку, возможно, придется расплачиваться всю жизнь.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности ребенка с помощью высокой оценки его поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими его усилий и стараний. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.

Однако, одобрение и поощрение полезны не всегда, и не везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще необходимо приходится прибегать в работе с детьми, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Очень важно заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно. Также немаловажно, чтобы поощрение находило поддержку в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Например, в значительной мере под влиянием теории свободного воспитания, в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. А. С. Макаренко, обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но, наказание, ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физического, ни морального. В наказании не должно быть подавленности, а должно быть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех только тогда, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Ни в коем случае нельзя наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Обычно понятия поощрения и наказания воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Давайте сравним коренные значения слов "поощрение" и "наказание" в некоторых европейских языках, таких как: русский, украинский, немецкий, французский, английский. Нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напортив, весьма сближаются.

Так, например:

  1. Поощрение означает одобрение, содействие, ускорение, придание храбрости, стимулирование и т.п.

  2. Наказание, в свою очередь, означает наставление, выговор, обременение, кару, требование, штраф, стимулирование.

В этимологии этих понятий есть и общее значение - стимулирования, что дает основание видеть их единство в воспитательном процессе.

И в заключении хочется сказать, что этическое содержание поощрений и наказаний в воспитании детей лежит не в самих формах воздействия, а точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретной ситуации. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши.

Важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия. Поощрения и наказания, как и лекарственные средства, в медицине, требуют четкой дозировки и режима приема, неумение или избыточное применение этих методов может привести не только к отрицательным результатам, но и к не исправимой ошибке.