СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: Организация воспитательно-образовательной работы по использованию средств физической культуры.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

организация воспитательно-образовательной работы по использованию  средств физической культуры включает разнообразные формы двигательной активности детей в режиме дошкольного учреждения, способствует комплексному решению задач физического воспитания, становления основ физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: Организация воспитательно-образовательной работы по использованию средств физической культуры.»



Консультация для педагогов:

Организация воспитательно-образовательной работы по использованию средств физической культуры.

Воспитательно-образовательная работа по формированию основ физической культуры детей в дошкольном учреждении включает следующие формы организации двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения (после дневного сна), физкультурные минутки и динамические паузы, активный отдых дошкольников, индивидуальная работа и самостоятельная двигательная активность и т.д. Использование разнообразных форм, создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. В процессе организации различных форм двигательной активности детей используются перечисленные выше средства физической культуры (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения, подвижные игры и др.).

Основной формой организации систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия. Обучающие физкультурные занятия позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, сформировать правильные двигательные умения и навыки, создать условия для развития разносторонних способностей детей. В исследованиях А.В.Кенеман и Г.П.Лесковой было доказано, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. Занятия физической культурой предусматривают передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством. На занятии в полной мере используются все основные средства физической культуры: гигиенические факторы (гигиена спортивного зала и оборудования, одежды, обуви детей и др.), естественные силы природы (занятие проводится на свежем воздухе либо с доступом в помещение свежего воздуха), физические упражнения (основные виды движений, строевые и общеразвивающие упражнения), подвижные и спортивные игры. Так, упражнение в выполнении основных видов движений способствуют формированию двигательных навыков, укреплению и развитию всех систем организма, воспитанию психофизических качеств. Подвижные и спортивные игры создают условия для закрепления имеющихся навыков, для реализации этих навыков в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Для того чтобы средства физического воспитания способствовали эффективному формированию основ физической культуры дошкольников, занятия должны быть построены по определенному плану с постепенным увеличением физической нагрузки. Е.Леви-Гориневская определила основной принцип расположения физических упражнений на физкультурных занятиях – это учет работоспособности детского организма, предупреждение травматизма. Исходя из этого, занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части решаются в основном образовательные задачи: разучивание строевых упражнений, освоение разных способов ходьбы и бега, закрепление выполнения усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед и т.д.), использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие, вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физическую нагрузку и др.

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются следующие задачи: формирование правильной осанки, подготовка организма ребенка к нагрузке, создание условий для успешного овладения разучиваемых движений. Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физической нагрузки, для развития определенных физических качеств. В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем, чтобы в течение короткого времени после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр, упражнений на расслабление, гибкость, равновесие, разных видов ходьбы и др.

Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием. Различаются занятия по использованию методов работы; большое место в ДОО занимают занятия смешанного типа, когда происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других. Применяются тренировочный (закрепление и совершенствование движений), игровой и сюжетный типы занятий. Кроме того используется контрольный тип, когда определяется уровень усвоения материала за определенный период времени. Таким образом, структура и содержание занятий позволяют учитывать работоспособность детского организма, решать задачи формирования физической культуры дошкольников.

Следующая форма организации двигательной деятельности детей – утренняя гимнастика. Она направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки. Кроме того, проведение гимнастики в утренние часы способствует пробуждению и активизации деятельности всех систем детского организма. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности. В содержание утренней гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Гимнастика позволяет воспитателю подбирать упражнения, избирательно влияющие на разные группы мышц, суставы и тело в целом. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений. Во время проведения утренней гимнастики в полной мере используются все основные средства физической культуры: гигиенические факторы (гигиена спортивного зала и оборудования, одежды, обуви детей и др.), естественные силы природы (гимнастика проводится на свежем воздухе либо в проветриваемом помещении), физические упражнения (основные виды движений, строевые и общеразвивающие упражнения). Большая часть времени на утренней гимнастике отводится общеразвивающим упражнениям, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц: плечевого пояса, рук, туловища, ног. Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Здесь важно добиваться хорошего выпрямления рук или их полного подъема, чтобы дыхание было свободным. Вторая группа упражнений предназначена для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. Для этого необходимо соблюдать правильное исходное положение. Положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно). Третья группа упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы. Нагрузка на детский организм повышается постепенно, так же и снижается. Не должно быть резкой смены темпа, например, после быстрого бега – медленный, затем быстрая ходьба и медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания. В младших группах больше используются игровые приемы, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать хорошее четкое объяснение вместо показа движений. При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием детей. Когда грудная клетка расширяется – происходит естественный вдох, сжимается – выдох. Для того чтобы помочь детям регулировать свое дыхание, им предлагают произносить на выдохе звуки, короткие слова (тук – тук). При подборе упражнений для утренней гимнастики необходимо следить за правильным их распределением, постепенным повышением и снижением физической, психической и эмоциональной нагрузки. Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызвать у детей хорошее жизнерадостное настроение.

Кроме утренней гимнастики в ДОО ежедневно проводится также и гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения). Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится в течение 7 – 15 минут и может включать в себя разминку в постели и самомассаж, имитационные упражнения, упражнения с использованием тренажеров и спортивного комплекса, пробежки по массажным дорожкам.

Организация воспитательно-образовательной работы предусматривает такую форму двигательной деятельности детей как физкультурные минутки. Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физминуток 1,5 – 2 мин., проводить их рекомендуется, начиная со средней группы.

Существуют различные способы проведения физкультминуток: в форме общеразвивающих упражнений, когда они подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Заканчивают физминутку прыжками, бегом на месте или ходьбой. Возможно проведение физминутки в виде подвижной игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными хорошо знакомыми детям правилами. Физминутки в виде дидактической игры с движениями хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике. Между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей проводятся физминутки в форме танцевальных движений. Физминутку может иметь форму выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее: текст стихотворений должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; преимущество отдается стихам с четким ритмом; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

К проведению физкультминуток предъявляются определенные требования. Они проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минута занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала). Упражнения должны быть просты по структуре, интересны детям и удобны для выполнения на ограниченной площади. Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

Следующая форма организации двигательной деятельности детей – физкультурная (динамическая) пауза. Динамическая пауза предотвращает развитее утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветриваемом помещении во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 минут. Она может состоять из 3 – 4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов», «Перетягивание каната», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).

Игровые упражнения, используемые во время динамических пауз, должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10 – 12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. Во время динамической паузы детям не предлагают движений высокой интенсивности из-за возможности перевозбуждения. В конце двигательной паузы проводятся различные дыхательные упражнения.

Итак, использование в воспитательно-образовательном процессе ДОО физкультурных минуток и динамических пауз предотвращает утомление и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, позволяет эффективно решать воспитательные и образовательные задачи, формировать физическую культуру дошкольников.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника, так как является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении.

Подвижная игра как средство формирования физической культуры дошкольников используется в воспитательно-образовательном процессе ДОО на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, на прогулке, во время физкультурных развлечений и праздников, как составная часть пешеходных прогулок, походов и т.д. Исследования Л.М.Коровиной установили эффективность использования подвижной игры для детей дошкольного возраста, методов соревнования и творческих заданий. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков. Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных умений в игровую ситуацию. Поэтому отбор игр осуществляется исходя из тех задач, которые необходимо решить на данном этапе формирования двигательных навыков.

Эффективность использования подвижных игр в целях совершенствования двигательных навыков детей определяется следующими факторами: должной профессиональной подготовкой педагога, умелым руководством игрой, учетом возрастных особенностей детей, учетом уровня овладения ими основными движениями.

Таким образом, организация воспитательно-образовательной работы по использованию средств физической культуры включает разнообразные формы двигательной активности детей в режиме дошкольного учреждения, способствует комплексному решению задач физического воспитания, становления основ физической культуры.