СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»


Образцова Наталья Павловна,

преподаватель

Консультация для педагогов «Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО»


Федеральный государственный стандарт среднего общего образования требует модернизации системы образования. Учитывая новые требования к образовательному процессу, возникла необходимость в использовании современных образовательных технологий [1]. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы позволяют студентам самостоятельно находить источники знаний, повышают мотивацию студентов к занятиям.

Пожалуй, самый востребованный и используемый цифровой инструмент - презентации. Их можно применять при объяснении нового материала, при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий.  К созданию презентаций привлекаю студентов. Ребята самостоятельно подбирают материал, находят иллюстрации, продумывают анимацию, готовят выступление.

На уроках русского языка и литературы я применяю метод – ментальные карты или интеллект-карты – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде[2].  На уроках русского языка разрешаю использовать на уроках карты по частям речи, по сложным орфограммам, для выстраивания схемы морфологического разбора части речи и формулирования определения. На уроках литературы использую данный метод при работе с литературоведческим материалом, при изучении терминов, например, при изучении темы «Серебряный век русской поэзии».  Для создания интеллект-карт студенты успешно используют специальное программное обеспечение. Данная технология позволяет систематизировать и углублять знания студентов, развивает коммуникативные навыки.

Одной из эффективных форм  информационных образовательных технологий являются виртуальные экскурсии. Это наглядный метод обучения, по сути интерактивная мультимедийная фотопанорама. Составляющими данной экскурсии могут быть музейные экспонаты, описание биографий писателей и поэтов, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы. Виртуальные экскурсии можно использовать не только на уроках литературы, но и в проектной деятельности.  Защиту проекта «Литературные места Абакана» обучающийся представил в виде виртуальной экскурсии.  Использование данного метода делает процесс обучения творческим и результативным.

Ни для кого не секрет, что современная молодежь мало читает. Преподаватели литературы как никто другой понимают эту проблему и с целью повышения интереса к чтению применяют разные способы и методы обучения. Одним из них является буктрейлер. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. С обучающимися смонтировали буктрейлеры по многим произведениям 19-20 веков. Это оказалось увлекательным занятием не только для студентов, но и для меня. Создание буктрейлера раскрывает творческие способности, учит мыслить по-новому, позволяет посмотреть на произведение со стороны. И это действительно работает – повышает читательский интерес!

В качестве завершающего этапа изучения какой-либо темы на уроках русского языка и литературы использую технологию «Облака слов или тегов». Суть данной технологии заключается в том, что это визуальный способ подачи информации, состоящий из ключевых слов. Применение «Облако слов» позволяет преподавателю разнообразить дидактические задания, а также является иллюстрацией к учебному материалу[4]. Создание «облаков» не занимает много времени, этот процесс нетрудный. Существует несколько онлайн-сервисов – программ, например Wordle.net. На уроках русского языка предлагаю текст с пропусками, задача студентов восстановить его на основе облака. На литературе, например, предлагаю задание «Соберите стихотворение». Ребята должны восстановить полный текст стихотворения из отдельных слов. Применение данной технологии способствует повышению эффективности усвоения материал студентами.

Таким образом, применение информационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы развивает творческие и исследовательские способности студентов, активизирует познавательную деятельность, осуществляет дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении.

Библиографический список

1.Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:  Школа будущего. Директор школы.  2010.

2. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.

3. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь:  Пермский государственный университет, 2007.

4.Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО).

5. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.








3