Консультация для педагогов
«Преемственность в работе ДОУ и школы как условие
успешной адаптации детей»
Переход из детского сада в школу – сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Переход из ДОУ в школу связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Это ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. При поступлении выпускников ДОУ в школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в школе.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем сформированности учебной деятельности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники ДОУ должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс образовательной деятельности учебные задания, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Одним из показателей деятельности ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
При поступлении в школу происходят изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших ДОУ. Начинается трудный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3-6 месяцев. В этот период и последующие 1-1,5 года необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и школы.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем, чтобы опираться на сформированные показатели учебной деятельности.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1. формирование готовности детей в ДОУ к обучению в школе;
2. адаптация детей к условиям обучения в школе;
3. развитие учащихся в школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.