Консультация для педагогов
«Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ»
В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается.
Внутренний мир ребенка с ОВЗ сложен и противоречив. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира? Как помочь раскрыться им, понять этот мир и войти в мир взрослых? Как полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка.
Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с ОВЗ.
Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.
Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития: аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:
освобождает от негативных состояний;
снимает нервно – психическое напряжение;
формирует адекватное межличностное поведение, самооценку;
развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение;
повышаются адаптационные способности.
Методики и техники арт-терапии: вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.
Вспомогательные — художественно-творческая деятельность: изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия, библиотерапия.
Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство.
Активные методы - самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка.
К пассивным методам - относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств (поход в музей).
Применение арт-терапевтических методик у детей дошкольного возраста с ОВЗ позволяет решить много задач. Однако при работе необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребёнка;
- их интересы и склонности;
- особенности и степень отклонений в их развитии;
- цели и задачи коррекции;
- специфику воздействия каждого из видов искусства;
- формы организации художественной деятельности;
- объем и качество художественной информации.
Например:
- для детей с нарушением слуха положительный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии (методика, основанная на восстановлении привычных движений за счет усиления мышечного тонуса);
- детям с нарушением зрения лучше использовать вокалотерапию, сказкотерапию;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагается использовать сказкотерапию, вокалотерапию, хореотерапию (музыка и движение помогают совершенствовать движения, воспитывать музыкальное восприятие детей).
- Детям с расстройством аутистического спектра (РАС) предлагается использовать изотерапию, песочную терапию, сказкотерапию, музыкотерапию, двигательную терапию.
Применения комплекса методик арт-терапии даёт позитивные изменения: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так и с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.
На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арт-терапии.
Однако их применение будет иметь свою специфику:
музыкотерапия показана детям, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью;
имаготерапию проводят с детьми с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами;
сказкотерапия помогает с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств.
Важно знать, чтобы проводить коррекционную арт - терапию, специалисты должны получить специализованное образование и иметь разрешение на данную деятельность. Педагоги в своей работе могут использовать только элементы арт - терапии.
Многие дети с ОВЗ и инвалидностью, попадая в группу, ведут себя либо агрессивно, либо пассивно, плачут, не хотят общаться с другими детьми, бывают замкнуты. Поэтому, чтобы ребёнок быстрее адаптировался, участвовал в групповых играх и занятиях, можно попробовать некоторые арт-терапевтические элементы.
Музыкотерапия: использование музыки на занятиях в любом виде. Можно прослушивать записи музыкальных классических произведений, использовать музыку в качестве фона во время самостоятельных и групповых игр, играть на элементарных музыкальных инструментах, подпевать.
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.
Диски «Волшебные голоса природы», «Звуки леса», «Шум воды» благотворно влияет на психологическое состояние ребенка, снимают нервозность и раздражительность, успокаивают детей. В них звучит и пение птиц, шум моря, весенняя капель.
Также можно использовать музыкальные песни, которые требуют от ребенка выполнения простых движений, например сборник песен Е. Железновой и др.
Сказкотерапия: в работе с детьми в группе, можно использовать прочтение таких сказок как «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят» и др. После прочтения, мы проигрываем их. Можно показать эмоции персонажей сказок, например: попросить ребенка показать, как волк злится, как боятся поросята, как радуются звери, когда построили теремок и т. д. Можно обыгрывать сказки, используя настольный, магнитный, пальчиковый театр. Так как у многих детей сильная спастика и имеются парезы рук – для удобства использовать лопаточный театр. Детям легко брать игрушку в руку и не возникает желания бросить её.
Пальчиковый театр — это великолепная возможность для ребенка с ОВЗ сыграть сказку. Можно одеть персонаж себе на пальчик и поиграть, это вызывает интерес у детей. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научать ставить мини–представления.
Изотерапия: техники и приёмы подбираются по принципу простоты и эффективности: так как многие дети с ОВЗ самостоятельно не могут держать в руках карандаш или кисть, есть случаи брезгливого отношения к краскам.
В результате данной проблемы можно использовать нетрадиционные техники рисования: рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками, сухими листьями, с помощью мелких сыпучих материалов (манки, овсяных хлопьев, сахарного песка, соли).
Таким образом, ребёнок не должен испытывать затруднения при создании рисунка с помощью предлагаемой техники. Любая деятельность ходе работы должна быть интересной, не обычной и приятной для ребёнка,
Данные техники способствуют снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используются в работе с гиперактивными детьми.
Песочная терапия: песок часто действует на детей, как магнит. Прежде чем они успеют понять, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить фигурки, игрушки, тогда появляется волшебный мир и ребенок полностью погружается в игру. Играя с песком, у ребёнка используются обе руки, часто одновременно, благодаря этому развиваются правое и левое полушарие, их взаимодействие. Как сказал К. Д. Ушинский «Для детей лучшая игрушка – куча песка».
Игровая терапия: нужно не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Дети с ОВЗ часто не умеют играть, просто манипулируют с игрушкой и хорошо, если ребёнок может покатать машинку или покачать куклу. В большинстве случаев такого нет, но малыши с большим вниманием наблюдают за игрой, более умелого партнёра. Поэтому, сначала, нужно ребёнка научить самым простым играм с игрушками, навыкам использования данной игрушки по её назначению. Всё получается не сразу, но интересный факт, что когда организовывают игру, ребёнок может и не участвовать, а стоит ему остаться с детьми, он начинает копировать действия, пусть неловко, но с желанием.
Таким образом, арт-терапия зарекомендовала себя одним из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Этот метод может быть применён для развития навыков общения и является инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.
Во время этих методов происходит взаимодействие со сверстниками. Дети проявляют свои таланты и умения. Большой выбор арт-терапевтических методик позволяют раскрыть таланты и способности детей, привить им любовь к творчеству.