СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Применение театрализованных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Применение театрализованных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Применение театрализованных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Морозова Елена Николаевна,

воспитатель



Консультация для педагогов «Применение театрализованных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»


Начать наше выступление хотелось бы со строчек стихотворения, посвященного ребенку с ограниченными возможностями здоровья.


Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

        Наталья Калиман


Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема  увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна, а путь к выздоровлению для многих детишек остается длинным и сложным процессом.

Еще в недавнем прошлом большинство из таких «особых» детей вынуждены были сидеть дома. Сейчас введение ФГОС дошкольного образования предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми.  Чем раньше такой ребенок будет вовлечен в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Основная задача педагога направлена на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к проявлению их творческой индивидуальности. Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает ребенка в выстраивании  позитивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, осуществляет руководство совместной деятельностью детей, помогает регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

 Одним из эффективных средств в организации позитивного общения с ребенком с ОВЗ является театрализованная игра. Вступая в игровое общение с ребенком через театрализованную деятельность, педагог имеет возможность для решения целого ряда задач в различных направлениях образовательного процесса, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.  

В нашем детском саду мы используем приемы театрализованной игры в работе с детьми с ОВЗ  для формирования  представлений о нравственных нормах поведения. Для этого в своей группе мы организовали зону театрализованной деятельности, где подобраны игрушки, соответствующие сказочным героям, сказки театра «Би-ба-бо», маски, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр. Все это мы назвали театр «Топотушки». Особенно ребятам нравятся самодельные сказочные персонажи и куклы.  Применяя игры-драматизации, театрализованные игры, мы стараемся показать  алгоритмы поведения в различных ситуациях, а также помочь  ребенку подобрать наиболее приемлемый для него вариант. 

С ребятами можно обыгрывать сценки, проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения, например,

  • куклы подрались из-за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их;

  • одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;

  • одна из кукол не хочет ходить в детский сад - предлагается ребенку перечислить, что хорошего и интересного в детском саду;

  • одна из кукол жадничает, не хочет делиться игрушками - предлагается ребенку найти правильные слова.


Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли хорошо он поступил.

Театрализованная игра создаёт благоприятные условия для развития чувства эмпатии, партнерства, освоения новых способов взаимодействия.

  • Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться).

  • Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание).

  • Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?

  • Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». Переодеваясь в костюмы, дети входят в образ и с удовольствием меняют походку, выражение лица, голос.

Особенно интересны сказки, где действующие лица - звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения, как тела, так и психики ребёнка. Снимаются мышечные зажимы, речь становится раскованнее и эмоциональнее.

В ходе театрализованной деятельности незаметно активизируется и речь ребенка: улучшается голосовой уровень культуры речи, необходимость четко, ясно, понятно изъясняться. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса. Это также очень важно при работе с детьми с ОВЗ.

Театрализованная игра хороша ещё и ответственным отношением к ней со стороны ребёнка. Полноценное «вживание» в роль - даже для взрослого «актера» важное событие. Ребенок еще более глубоко воспринимает то, что ему предстоит выступать перед публикой – перед группой детей или перед родителями. В свою очередь наличие публики создает хорошую базу для усиления развивающего эффекта данного вида игры.  

Таким образом, все дети группы принимают активное участие в играх, песнях, танцах, инсценировках. Благодаря этому у детей с ОВЗ стимулируется развитие сохранных возможностей. Не говорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми…

Стоит сказать также о роли взрослого в театрализованной игре. Поскольку данный вид игры все-таки требует контроля со стороны, естественно, «режиссером» театрализованной игры, обязательно должен быть взрослый. Воспитатель планирует и руководит всем процессом претворения в жизнь театрализованного представления. Он также может выступать в роли рассказчика или конферансье. Очень важно заинтересовать детей, все продумать и самому быть заинтересованным в результативности игры, помнить, что в любой игре ребенку важно его участие.

Наши педагоги стараются не делить детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

Совместная театрально-игровая деятельность – это уникальный вид сотрудничества как в группе, так и в семье. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, взрослые помогают ребенку освоить игровую роль: рассказать, станцевать, спеть.

Родители во время совместной деятельности лучше узнают возможности своего ребенка, его индивидуальные особенности, а также могут познакомиться с новыми способами организации игр и занятий в домашних условиях.

Таким образом, театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка, и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости. Она способствует развитию как образного, так и логического мышления, двигательной активности и других личностных качеств.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, после участия в совместных постановках, легче вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Более свободным и раскрепощённым становится их тело, увеличивается словарный запас, развивается речь и творческие способности.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность   помогает развивать у здоровых детей терпимость к  недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству и формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.