Консультация для педагогов
«Приобщение детей к истокам народного творчества»
В последнее время мы стали забывать старинную мудрость, которая гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв).
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы, открыты,
Детство – это время. Когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности: используя элементы народного творчества, цветового строя, мы воздействуем на чувственную сферу ребенка, развиваем эстетическое восприятие ребенка.
Давно известно, что во время деятельности осуществляется развитие ребенка, значит, формирование нравственных ценностей может реализовываться в процессе социально-культурной деятельности. Данная работа может помочь ребенку овладеть и открыть в себе качества, которые были созданы предшествующими поколениями, возможность рассматривать себя с иной стороны, наиболее активно данная деятельность осуществляется в критериях культурно-досуговой деятельности. Досуговая деятельность в непринужденной форме позволит знакомить ребенка с прекрасным: историей и традициями своего края, правилами общения, эстетическими и нравственными ценностями, уважительным отношением к своим близким. Именно благодаря досуговым формам работы подростки в непринужденной обстановке раскрываются, становятся более раскованными, что в свою очередь позволяет воздействовать на их нравственный и моральный облик и мировоззрение.
Одним из важнейших средств воспитания нравственности подростков можно выделить средства устного народного творчества. Они отражают моральные идеалы народа: трудолюбие, уважение, учтивость, дружба.
Являясь составной частью фольклора, устное народное творчество влияет на мировоззрение человека и вызывает у подростков необыкновенный эмоциональный подъем.
Эффективным средством воспитания подрастающего поколения становится социально-культурная деятельность, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства, усвоение норм поведения, правил взаимоотношений. В этом большую роль играют учреждения культуры, которые через организацию и проведение праздников, располагая оптимальными условиями и потенциалом раскрытия творческих способностей, талантов детей, разносторонне развивают личность.