СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования, растут требования и к профессиональной компетентности педагогов. Если в советское время воспитатели работали по готовой программе, расписанной до мелочей, разработанной целыми институтами и лучшими специалистами в области образования, то сегодня воспитатель сам разрабатывает и внедряет в жизнь программу работы своей группы. Это требует немалой теоретической подготовки и практического опыта, умения работать с компьютером, творческого подхода. Что же делать тем, у кого не хватает знаний, творческих способностей или мало опыта? Ответ прост: непрерывно работать над собой и повышать собственный профессиональный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»»

Консультация для педагогов

«Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»

(старший воспитатель Ремейкис С.А.)


В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования, растут требования и к профессиональной компетентности педагогов. Если в советское время воспитатели работали по готовой программе, расписанной до мелочей, разработанной целыми институтами и лучшими специалистами в области образования, то сегодня воспитатель сам разрабатывает и внедряет в жизнь программу работы своей группы. Это требует немалой теоретической подготовки и практического опыта, умения работать с компьютером, творческого подхода. Что же делать тем, у кого не хватает знаний, творческих способностей или мало опыта? Ответ прост: непрерывно работать над собой и повышать собственный профессиональный уровень.

Что же такое профессиональная компетентность воспитателя, из чего она складывается? На эти вопросы отвечает ряд нормативных актов, регламентирующих работу системы образования. Это « Профессиональный стандарт педагога» от 18.10.2013 г. № 544н, «ФГОС ДО» от 17.10.2013 г. № 1155. В п. 3.2.5. В ФГОС ДО даются указания на качества, которыми должен обладать педагог дошкольного образования и его обязанности:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям.

2. Поддержку индивидуальности и инициативы через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, экспериментальной, познавательной и т.д.).

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

  • развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

  • оценку индивидуального развития детей.

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


На что нацеливает нас Профстандарт педагога?

Здесь чётко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определённых знаний и умений ( п. 3.2.1).

Что же такое компетенции? Чем это понятие отличается от знаний и умений? Оказывается, компетенции – это более широкое понятие, чем знания и умения. Ключевым в понятии компетенции является способность применять знания и умения в реальной практической деятельности, способность педагога выполнить то или иное профессиональное действие. Например: не только использовать методы и средства педагогического мониторинга в работе с детьми, а способность объективно оценить степень сформированности у дошкольников тех или иных качеств, проанализировать результат, исходя из полученных знаний подкорректировать программу работы группы, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, собственную работу в плане качества подачи учебного материала и т.д.

Работа педагога - это профессия, предусматривающая непрерывное развитие, постоянную работу над собой. Меняется образование, меняются запросы общества, вынуждены меняться и мы, подстраивая свою деятельность под новые требования.

С чего начинать работу над собой? Со своего «слабого звена». Задайте себе вопросы: «Что меня затрудняет больше всего? Чего я не умею?» Если это работа на компьютере, никто не поможет вам, пока вы сами не захотите его освоить. Если вас затрудняет знание тех или иных методик, есть методическая литература, интернет, интересуйтесь новыми технологиями, задавайте вопросы методисту, бывайте на занятиях ваших более опытных коллег. У вас нет достойного результата по освоению детьми материала по грамоте? Зовите на занятие методиста, ищите с ним причину своих ошибок, интересуйтесь приёмами подачи учебного материала у тех педагогов, которые успешны в этом вопросе, читайте, интересуйтесь темой, смотрите вебинары. Вы возразите мне, что на это нет времени? Да, времени действительно катастрофически мало. Тем не менее, даже в таких условиях нельзя останавливаться в своём развитии. Идите вперёд самыми маленькими шагами, но только не стойте на месте. Не понадобится много времени для того, чтобы попросить знающего человека показать вам, как делать таблицу на компьютере, а после объяснения и недолгой практики вы этому научитесь. На ознакомление с методической литературой по интересующему вас вопросу нужно больше времени, читайте понемногу во время сна детей, просмотрите статьи в интернете на эту тему в выходные, и вы уже приобретёте новые знания. Знания ради знаний – это мало продуктивно. Примените тут же новый приём на практике, учитесь каждый день практически, на рабочем месте. Выбирайте то, что вам подходит и отбрасывайте то, что не считаете эффективным. Это практический опыт.

Ваш план работы по самообразованию, который вы скачали в сети интернет и благополучно положили в стол, это не есть работа по самообразованию. Если вы не узнали ничего нового, ничему практически не научились, это только бумажка для проверяющих. Вы остались на том же уровне, стоите на месте, а значит, теряете ценность как специалист.

Рассмотрим перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний педагога дошкольного образования, предусмотренный Профстандартом.

Трудовые действия: педагог участвует в разработке ООП своего учреждения; создаёт в группе и ДОУ безопасную и содержательную развивающую среду; поддерживает эмоциональное благополучие детей своей группы; планирует и реализует свою образовательную деятельность в соответствии с ФГОС и ООП; организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы, анализирует результаты и с их учётом корректирует работу с детьми.

Необходимые умения: организовывает виды деятельности: предметная, познавательно – исследовательская, игры с правилами и сюжетные и т.д.; применяет методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с программой; владеет всеми видами развивающей деятельности детей (познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, творческая и т.д.)

Необходимые знания: специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста (то, чем не владеют учителя), основные психологические подходы: культурно – исторический, деятельностный, личностный; основ дошкольной педагогики; особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте (методик дошкольного образования)

Трудовые действия: реализация педагогических рекомендаций психолога, логопеда, методиста; развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей с учётом их индивидуальных особенностей; формирование у детей психологической готовности к школе; создание позитивного психологического климата в группе и условий доброжелательных отношений между детьми различных национальностей и детей с ОВЗ; организация всех видов деятельности, предусмотренных Программой; активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности; организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей.

Необходимые умения: выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого–педагогического просвещения; владеть ИКТ – компетентностями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания: основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; современные тенденции развития дошкольного образования.


Владеете ли вы всем этим набором знаний, умений и трудовых действий? Нет? Тогда есть, чему учиться. Это и есть работа по повышению вашей профессиональной компетентности