СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"»

Профессиональная компетентность педагогов

в условиях реализации ФГОС ДО

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание.

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.

В словаре С.И.Ожегова, понятие «КОМПЕТЕНТНЫЙ» определяется как «ОСВЕДОМЛЕННЫЙ, АВТОРИТЕТНЫЙ в какой-либо области».

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности:

  1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ребенка.

Согласно Закону «Об образовании РФ», дети с отклонениями в развитии могут получать образование как в условиях специализированного (коррекционного) детского сада так и в общеобразовательном детском саду. Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным. Учесть разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка можно при реализации инклюзивного образования, что отражено в ФГОС ДО.

Сегодня, в условиях все большего распространения и признания инклюзивного образования, ведущая роль в оказании помощи ребенку по освоению образовательной программы принадлежит учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам. Они обеспечивают коррекцию отклонений в развитии ребенка и оказывают поддержку воспитателям в адаптации программ, создании условий для полноценного участия всех детей в жизни детского сада, а также включению родителей в образовательный процесс. Однако в наших условиях также эта нагрузка ложится на плечи воспитателя. Для обеспечения качественного и доступного образования детей с особыми образовательными потребностями важно создавать специальные условия. Создание таких условий возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь родителей в образовательный процесс.

Однако воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, работе с родителями. Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма является коммуникативная культура (компетентность).

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога, работающего с детьми. В нем отмечается важность воздействия взрослого на личность ребенка. Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является для ребенка языковым авторитетом.

Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения.

Критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:

- стремление понять другого человека в контексте требований конкретной

ситуации;

- четко и убедительно излагать свои мысли;

- создавать атмосферу сотрудничества;

- готовность проявлять гибкость в общении;

- умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;

- способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Для профессиональной деятельности педагога характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Мир эмоций и чувств пронизывает всю жизнь человека - отношения с окружающими, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагогического работника не исключение. Для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. Неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, психологического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни.

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагогического работника в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:

- распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;

- управление своими эмоциями;

- распознавание и понимание чувств окружающих;

- управление чувствами других.

Повышение эмоциональной компетентности является средством профилактики профессионального выгорания, так как одним из факторов риска, ведущих к выгоранию, являются отрицательные эмоции, испытываемые педагогом на работе.

В современном детском саду все большую актуальность приобретает проблема повышения качества дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Данный документ содержит профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, одна из которых ИКТ-компетенция.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

Условия профессионального роста:

- чтение методической, педагогической литературы;

- посещение семинаров, конференций;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

- участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах;

- обобщение педагогического опыта;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.